Найти тему
Сделано у нас

Открытие очередного завода Роснано: НПЦ «Пружина» [2011 г.]

Есть убеждение, что в Роснано только и делали, что пилили деньги и разворовывали бюджет. Но, на самом деле, большая часть проектов Роснано оказалась вполне успешной, а таких проектов более сотни. Хотя были и провалы, но именно о них (их примерно пять) принято вспоминать, а про работающие заводы вспоминают редко. Это мой репортаж 2011 года - одна из первых моих поездок на завод. Сегодня НПЦ «Пружина» успешный завод - крупнейший производитель пружин для железнодорожного машиностроения России, а с недавних пор и поставщик АвтоВАЗа.

В Ижевск мы прилетели поздно вечером. Старенький, но бодренький Як-42 совершил мягкую посадку в скромном аэропорту столицы Удмуртии. Нас встретили представители НПЦ «Пружина», и сразу повезли в гостиницу: утром подъем в 7.00, завтрак, и на завод.

График сжатый, даже времени погулять по городу не осталось. Но и то, что я успел увидеть, приятно впечатлило. Новый завод расположен на территории легендарного предприятия Ижмаш, на котором делают не менее легендарные автоматы Калашникова. Технология, которая делает из обычной пружины — нанопружину, разработана почти полвека назад. Но тогда, видимо, широкие перспективы уперлись в чьи-то узкие лбы, и дальше практически кустарного производства, на территории Ижмаша, дело не двинулось. Но Роснано перспективы оценило, и зажгло перед разработкой — зеленый свет и вот результат полутора лет работы — первая линия по производству суперпружин. Вот они, красавицы

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

С виду ничего особенного, но внутри… внутри там… короче, внутри там нано-технологии, и она, как нам рассказали, делает чудеса. Не обманули. Характеристики, по сравнению с обычными пружинами впечатляют:

  • число циклов до разрушения увеличено не менее чем в 10 раз;
  • уровень допустимых рабочих напряжений выше на 35-40%;
  • в 5-6 раз улучшены показатели по осадке пружин.

Что именно происходит с металлом, я понял достаточно поверхностно, только то, что под действием тепла и особых циклов охлаждения-нагрева, металл меняется на нано-уровне, становится более однородным, и приобретает новые свойства. И нигде в мире такой технологии нет. А начинается все с обычных стальных прутьев.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Производство полностью автоматизированно.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Пруты проходят несколько этапов, прежде чем станут готовым изделием. Я раньше думал, что сделать пружину проще простого, накрутил пруток на шпиндель, вот тебе и пружина. Оказалось не совсем так. Сначала связки прутков перемещаются в зону навивки на этом кране.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

После этого, стальной прут попадает на операцию навивки, вот на таком станке.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

На самом деле, этот уникальный станок, и есть сердце всего производства. Эта штуковина не только навивает пружину, но и реализует необходимый техпроцесс, в результате которого пружина, приобретает необходимые свойства. Все в полностью автоматическом режиме.

Дальше пружина идет на операцию резки и шлифовки торцов. Это делается тоже в полностью автоматическом режиме интернациональным союзом японского робота Кавасаки, и немецкого аппарата для плазменной резки. Процесс резки протекает бурно и очень эффектно, с огнем и искрами

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Сама установка:

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Чтобы никто не ослеп от яркого пламени, процесс резки закрыт стальным экраном, но сбоку машины есть затемненные стекла, через которые можно подглядывать за немцем и японцем и их совместным трудом на благо нашей Родины.

Следующая большая стадия — дробенаклеп. В чреве суперсовременного агрегата из Европы пружина обстреливается дробью.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Это снимает напряжение метала, шлифует, и делает пружину еще прочнее. Все происходит внутри установки, в один конец загружается пружина, из другого она выходит.

Далее пружины идут на окраску. Вот так выглядит этот процесс

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

И вот результат

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Все оборудование завязано в единую систему управления (АСУТП), и мастера видят весе стадии производства в реальном времени. Вот, в общих чертах, так происходит производство нано-пружин. На самом деле, 90% этого процесса ничем не отличается от производства любых других пружин. Изюминка в деталях. Поэтому, если кто-то захочет купить технологию, то, теоретически, модернизировать любое другое производство пружин несложно. Потом приехал Чубайс.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Его провели по тому же маршруту, что и нас, показали все то же самое, что и нам. А мы в это время бегали с камерами, и снимали.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

Крайний слева — создатель технологии — доктор технических наук, профессор Олег Иванович Шаврин. После того как Чубайс все посмотрел, состоялась официальная церемония запуска завода. Суть запуска была в следующем, перед сценой стоял аппарат «нагрузочного тестирования», в котором была зажата пружина, которая уже совершила более девяти миллионов циклов сжатия-разжатия.

© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас

После нажатия большой красной кнопки, пружина преодолела 10 миллионный рубеж. Это означало, что перед нами не обычная пружина, а супер-пупер-нанопружина, и значит полтора года времени, и более миллиарда рублей потрачены не зря.

У завода уже есть как минимум один крупный покупатель — это РЖД (а всего 550 потенциальных клиентов, около десятка реальных), то есть проблем со сбытом не будет, а скорее наоборот, мощностей может не хватить. Но об этом уже задумываются, ведь это только первая очередь, далее планируется увеличение мощностей завода минимум в 3 раза. Получен сертификат качества ISO 9001:2008.

«Пружина» это уже пятый завод, открытый при поддержке Роснано.

Ставьте👍и подписывайтесь на канал. А если хотите больше новостей об успехах России, то подпишитесь и на наш телеграм @sdelanounas_ru ⬅️