У моей коллеги по работе, Татьяны, есть соседи, с которыми она дружит "по-соседски". Папа, мама, бабушка и ребёнок, мальчик Руслан.
Руслан пошёл в школу и благополучно отучился в первом классе. Во втором классе появился новый предмет - иностранный язык, английский. Английского языка не знают ни папа, ни мама, ни бабушка. Поэтому они стали просить Татьяну вечером, когда та приходит с работы, помочь их чаду сделать домашние задания по английскому языку.
Таня не отказывалась - с соседями дружат давно, помогают друг другу по-соседски.
Как-то незаметно и постепенно к английскому стали прибавляться другие предметы.
-Ой, а вы английский уже сделали? У нас тут ещё сочинение задали, никак сообразить не можем...
Ладно, Татьяна помогла и "сообразить" с сочинением. Ну и пошло-поехало.
Самая жесть началась, когда мама Руслана попала в больницу. Папа, работающий водителем, и бабушка-пенсионерка вообще никак не могли помочь ребёнку с уроками.
Таня приходила с работы, бросала сумки и, как говориться ни поевши, ни попивши, шла в соседнюю квартиру делать уроки с Русланом. Часа на два.
Тут надо сказать, что у моей коллеги есть двое своих детей, тоже школьники, но постарше. Которым надо приготовить еду, пообщаться, поинтересоваться теми же самыми уроками. Да и элементарно - человеку после работы необходимо просто отдохнуть. Куда там! Соседи это просто не понимали, или не хотели понимать.
Таня на работе жаловалась: "Я со своими детьми никогда уроков не делала, а тут прямо как на вторую работу хожу по вечерам".
Мы смеялись - так ты с этим Русланом до выпускного класса уроки делать будешь?
Таня смеялась в ответ - не, забыла уже и тригонометрию, и физику, не потяну...
Однажды мы с Таней задержались на работе. Идём домой, время девятый час вечера. У Тани звонит телефон, берёт трубку.
-Да, привет. С работы ещё иду. Приду - позвоню.
Завершает разговор, и в сердцах:
- Достали уже!
-Кто?
-Кто-кто - соседи. Ждут, когда приду уроки делать. Недовольны, что уже поздно, ребёнку спать скоро.
Занавес, как говорится.
И как поступить? Отказаться помогать? Нажить себе врагов в лице соседей? Татьяна до сих пор ходит делать уроки с чужим ребёнком, отрывая время от своих детей. Вся её надежда на то, что скоро Руслан закончит начальную школу, и она скажет, что в алгебре и геометрии ничего не понимает.
Мои родители никогда не делали со мной уроки. Более того - они даже не контролировали - сделала ли я их. Мама, которая работала в моей же школе учителем, не помогала мне даже по своему предмету.
Мама сказала как-то:
Как сделаешь, так и сделаешь. Это будут твои, и только твои знания!
Я и делала. Причём, имея увлечения помимо уроков, быстро сообразила, что делать на черновик, а затем переписывать на чистовик - нерационально. Поэтому делала сразу на чистовик и не заморачивалась.
Конечно, мама знала всё о моей успеваемости. Мои учителя, её коллеги, рассказывали ей о моих проблемах или успехах. Элементарно она могла взять журнал моего класса и посмотреть на мои оценки.
Сразу же в первом классе у меня возникли определенные трудности с рисованием. Рисовала я плохо. Мама отвела меня в художественную школу с просьбой к педагогам "научить держать карандаш и кисточку в руках". Научили. Художником я не стала, но для школы навыков хватило, вдобавок мой кругозор пополнился знаниями по истории искусств. Но ни папа, ни мама за меня не рисовали.
Вот это была реальная родительская помощь, в отличие от сделанных за ребёнка домашних заданий.
Разумеется, что имея такой жизненный опыт, я никогда не делала домашних заданий со своей дочерью. Если просит помощи, о чём-то спрашивает - разумеется, отвечаю. Задаю наводящие вопросы - "а как ты сама думаешь?" Если Даша думает неправильно, или совсем ничего не думает (такое тоже бывает), продолжаю спрашивать, пока не сообразит. Но за неё - не делаю! Просто знаю уже - что, если дочь подошла с вопросом - значит всё - зашла в тупик. Надо отдать должное - спрашивает у меня и у отца Даша редко. Да и не помним мы уже многого. Как-то справляется. Не отличница, но учится хорошо. Есть определённые проблемы, расскажу как-нибудь.
Был у нас период, когда два года Даша училась во вторую смену. Знаю, что многие её одноклассники делали уроки с родителями по вечерам, чуть ли не до 12-ти ночи. Так как утром, перед школой, родители на работе и сделать уроки с ребёнком не смогут. Как думаете - много ли запомнил из тех уроков засыпающий ученик начальных классов? И кто их сделал по факту - сам полуспящий школьник или его родители?
Знаю, что все семьи разные. Никому ничего не советую.