Всякий полёт начинается с осмотра самолёта. Обхожу Як-52 слева направо, как положено, осматриваю обшивку, винт, закрытие лючков и прочее. Проверяю ПВД, ход рулей. Смотрю состояние шасси, посадочных щитков, это то, что на Яке вместо закрылков. Проверяю заправку бензином и маслом. Убедился, что самолёт к полёту готов.
Занимаю переднюю кабину, надеваю парашютную подвесную систему, самолётные привязные ремни. Осматриваю кабину. Всё нормально. По радио связываюсь с РП, запрашиваю запуск. Володя РП, сидит возле места старта «в поле за столом». Закрываю фонарь:
- От винта.
Запускаю двигатель, опробовал его. Можно выруливать. На руление весело постукивает передняя стойка, особенность у неё такая. Занимаю место взлёта, курс взлёта 200 градусов. Впереди огромное чистое лётное поле, - красота и простор.
РП разрешает взлёт. Включаю часы и даю РУД полностью вперёд, мотор ревёт и резво несёт Як-52. Держу крепко ручку и смотрю вперёд, выдерживаю направление. Скорость быстро нарастает, вот уже и 90. Беру немного ручку на себя, - подъём носового колеса. Практически сразу самолёт и отрывается от земли. Подхватываю, что говориться, его под уздцы. Як резво набирает высоту. Плавными и небольшими движениями ручки управления выдерживаю полёт без кренов и с небольшим набором высоты. Убираю шасси. Они энергично со стуком убираются давлением воздуха. Шасси на Як-52 не убираются в классическом смысле этого действия, а поджимаются к фюзеляжу и крыльям. На приборной доске гаснут зелёные и загораются красные лампочки положения шасси. Скорость 160, устанавливаю режим набора высоты, прибирая РУД и шаг винта.
Вид из кабины Яка просто шикарный, сижу высоко обзор отличный. Подходит высота 150 метров, пора выполнять первый разворот. Даю осторожно правый крен до 30 градусов, выдерживаю его, продолжая набор высоты. Самолёт хорошо слушается ручку и управляется легко и приятно. Прямо ощущаю через ручку упругое обтекание воздушного потока поверхности рулей, - элеронов и руля высоты. Немного ощущаю на ручке давящие усилия. Триммером руля высоты убираю их. Триммер тоже интересный, - этакий штурвальчик на левом борту.
Разворачиваюсь по компасу на 90 градусов, убеждаюсь в этом и визуально. Видимость отличная, хорошо наблюдаю справа внутри разворота наше большое лётное поле, дальше со всех сторон сельскохозяйственные поля и лесопосадки. Место взлёта сейчас примерно под углом 45 градусов. Пора выполнять второй разворот. Вывожу на противопосадочный курс, то есть выдерживаю 20 градусов. Подходит уже и высота 300 метров, перевожу в горизонт, прибираю РУД, устанавливаю режим горизонтального полёта и скорость 180.
Справа проплывает весь наш аэродром, стоянка самолётов, домики. Вот уже и траверз центра лётного поля, пора выпускать шасси. Ставлю кран на выпуск, со стуком стойки становятся на замки, гаснут красные и загораются зелёные сигнальные лампочки положения шасси. Добавляю обороты, поддерживаю скорость 180.
Снова у меня справа под 45 градусов место взлёта, - пора выполнять третий разворот. Развернуться надо на угол немного больший 90 градусов. Вправо крен 30, разворачиваюсь. В развороте наблюдаю справа всё лётное поле. Вывожу из крена и сразу перевожу на снижение с вертикальной скоростью 3 – 4 м/с. Устанавливаю режим снижения к четвёртому развороту, - малый шаг винта, скорость 170. Выдерживаю такой угол снижения и вертикальную скорость, чтобы подойти к началу выполнения четвёртого разворота на высоте 250 метров.
Ориентируясь по воображаемой взлётно-посадочной полосе на лётном поле, начинаю выполнять четвёртый разворот. РУДом поддерживаю скорость 170. Вывожу из разворота в створ полосы, впереди передо мной большое лётное поле, так много места для посадки и пробега Як-52 и не надо. Намечаю на лётном поле место, куда планирует самолёт. Надо выдерживать скорость 160. Пора выпускать посадочные щитки. Ставлю кран на выпуск, выходят щитки, появившееся усилие на ручке парирую триммером.
Планирую, выдерживаю скорость, приближается земля. Самолёт уверенно планирует, передавая свою уверенность и мне. В поле зрения приятная глазу панорама зелёного поля, лесопосадок.
Вот уже и высота выравнивания. Становится различимой, убегающая под самолёт зелёная трава. Прибираю обороты и плавно беру ручку на себя. Як всё послушно выполняет, скорость уменьшается, самолёт всё медленнее приближается к земле, задирает нос. Задержал ручку, подпускаю его к земле, убираю РУД до упора, нос ещё больше задирается. Жду касания земли.
Чувствую касание колёсами земли. Пробег на основных колёсах, опускается нос. Выдерживаю педалями направление. Самолёт бежит, замедляясь, притормаживаю.
Пробег окончен, разворачиваюсь и рулю на старт. Убираю посадочные щитки, выключаю время полёта, на часах 10 минут. Открываю фонарь. Шум мотора и запахи поля врываются в кабину, обдувает воздухам.
Останавливаю самолёт, выключаю двигатель. Вылезаю из кабины, спина почему-то мокрая, хотя на улице и нет жары. Вот я и слетал нормальный полёт по кругу на Як-52. Добавился ещё один тип к моим Л-29, МиГ-17, Як-28П и Су-27. Отличный тип во всех отношениях.
- на фото: - Як-52 заходит на посадку.
- фото автора.
26.02.2023 – Севастополь.