Всегда с опаской и неприятием относился к любым ритуалам, от пионерско-комсомольских до политических и религиозных. Ну почему я должен, к примеру, кричать на каждом шагу, что к чему-то всегда готов, если даже не представляю, к чему на самом деле готовым надо быть. Может мороженкой угостят, а может выпорют. "В борьбе за дело" ведь всякое может случиться. Не спорю, некоторые ритуалы могут быть красивыми. Праздничная демонстрация, например. И никого из коммунистов не смущало, что она - чистая калька с Крëстного хода христианского. Так же идут строем из пункта А, в пункт Б, как правило, традиционно определëнным давно путём и порядком. Вместо молитв речëвки и лозунги, а песнопения не к Богу направлены, а к партии. Но, красиво и весело. Кому нравится. Мне не очень.
Та же история и с ритуалами религиозными. Убеждëн, что они для истинно верующих. Обыватель же выглядит так себе, когда радостно разговевается (не уверен, что правильно написал слово) на Пасху, не пройдя и частицы Великого Поста. Более того, накануне поста, радостно и яростно проведя языческий обряд сжигания соломенного идола, означающего зиму. А почивших родственников такой индивид поминает лишь по определëнным субботам. А уж как намывается в Чистый четверг надо фильмы снимать, на весь год ведь. Нет, не обижайтесь на иронию, я не со зла, просто со стороны это часто так выглядит. С другой стороны, может хоть так, потому что обряд обрядом, а смысл то у него гораздо глубже. Что мы знаем о "Прощëнном Воскресенье"?
В Евангелии читаем: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших."
Вроде бы всё просто, нам сказано прощать других, чтобы Бог нас простил, когда время настанет. А когда оно ещё настанет, кто знает? Да и будет ли этот Божий суд, где каждому воздастся по заслугам? Никто ведь, до сих пор, кроме самого Христа, оттуда не возвращался, не рассказывал, что там и как. Это я не в качестве недоверия к Иисусу, всего лишь известная черта человека - всё подвергать сомнению. Верующие отдельно, они не рассматриваются, мы договорились брать лишь своего брата-обывателя.
Когда человек просит его простить, пусть даже исполняя ритуал, кажется, что это нужно ему. Но, на самом то деле, это на порядок важнее прощающему, смотри цитату выше. Когда я на кого-то или что-то обижен, то могу это даже не вспоминать ежеминутно, вообще забыть, будто не было. При этом, в глубине сознания эта обида меня гложет постоянно, незаметно для меня подтачивает моë самочувствие. Замечали, наверное, что в каком-то определëнном месте или рядом с определëнным человеком, вам всегда плохо. Необъяснимо почему, но неуютно. Это непрощëнные обиды, незавершённые ссоры, таким образом, дают о себе знать. Если моя психика крепка, то я испытаю просто неприятные ощущения. Человек же с какой-либо зависимостью рискует, рано или поздно уйти в срыв. Впрочем, это всем не полезно, сердечно-сосудистые заболевания ещё никто не отменял, как и психические расстройства. Что делать, спросите?
Прощение это один из этапов инвентаризации сознания. Прибираем же мы квартиру, выбрасывая мусор и ненужный хлам. То же самое и здесь. Прежде, чем простить по настоящему, надо инвентаризировать обиды. Занести их, хотя бы мысленно, в некую таблицу. В первом столбце обида на человека, ситуацию или хоть весь белый свет. Во втором надо понять, какие струны души эта обида задела. Был это страх, гордость или может задета моя сексуальная идентичность. Ну и в третьем столбце - самое главное. Какая черта моего характера, может быть, изъян, позволили мне обидеться? Ведь танго всегда танцуют вдвоём. Даже если человек сознательно манипулировал мною, нажав на слабость или гордость или ещё что-то, то значит я позволил ему это сделать. Это мой изъян и мне надо будет от него избавляться, но это совсем другая история. Хотя себя надо уметь прощать, в первую очередь. И не лгать себе сложнее всего.
Всё, поняв первопричину, я уже простил обидчика. Теперь моë подсознание сияет чистотой, до следующей необходимости инвентаризации и уборки.
Так, что, дамы и господа, ежели кого обидел, прошу прощения. Я же, в свою очередь, прощаю вам ваши прегрешения передо мной. Значит и Бог нас простит.