У любого бравого кота много достойных внимания свойств и признаков: окрас, прыгучесть, хвост, гвардейские усы, лапки, зычное «мяу», сила укуса… У кота из сказки Шарля Перро главная особенность не уши или когти, а сапоги. Разными способами в описании автор акцентирует внимание именно на сапогах и связанном с ними уме кота.
Что многократно (больше других тем) различными способами в неодинаковых ситуациях с различными оттенками оценки подчеркнуто, то и есть ОСНОВНАЯ ТЕМА.
В любом тексте всегда присутствует что-то главное, какая-то основная тема. Например, «мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Тем в большом длинном тексте, как признаков у кота, много, но сути это не меняет. Главная в их числе выделяется специальными речевыми сигналами, специальными отметками, своеобразными реперами.
Среди них главные:
- повтор выше средней частотности,
- сильные позиции в тексте,
- использование при её фиксации изобразительных средств.
Они могут сопутствовать и другим темам, но у главной они сгущаются, выталкивают её вперёд, преподносят на блюдечке с голубой каемочкой.
За счёт этого в череде повествования основная тема воспринимается слушателем или читателем иначе. Информация, которую она фиксирует, выделяется.
Основная тема отмечает наиболее значительную для автора информацию, то, что его волнует в первую очередь, то, ради чего он текст пишет, что является средоточием его внимания.
И вот тут – внимание. При создании текста откровенный искренний автор, которому нечего и незачем прятать даёт возможность главной теме свободно развиваться. Так, И.А. Гончаров в «Обломове» пишет о том, что человеку необходим спокойный медленный (неспешный) взгляд на мир, не стыдится своей спорной позиции и, чтобы подчеркнуть её, на 200 страниц укладывает главного героя на диван.
Двуличный же человек с тройным дном всеми силами главную тему своей писанины прячет. Но она все равно фиксируется (вылезает): дают ей волю или её скрывают. Во втором случае она непроизвольно пробивается. И сигнализирует о лжи точно так же, как внутреннее противоречие.
Митя говорит о любви к милым пушным зверькам, хочет вас уверить в необходимости охранять и выращивать их. А думает при этом исключительно о шубах из натурального меха. Уверен, чем больше зверьков – тем больше шуб. Коля пишет об утюгах, но на самом деле его интересует бельё, которое этими утюгами гладят.
Основная тема открывает нам истинные ценностные предпочтения человека. В спонтанном тексте она создаётся естественно по принципу: «У кого что болит, тот о том и говорит». Она приоткрывает завесу между показным и действительным. Человек хочет показать себя зелёным, а наружу лезет красно-коричневый. Желает показать себя пацифистом, а получается ястреб. Надеется, что его воспримут смелым, а все понимают – трус.
Театральная моль обильно пишет о жизни в Европе, упоминает массу имён, мест и событий, но повторяет, украшает метафорами и помещает в центр текста чаще всего жратву и туалетную бумагу: «<…> не знаем, куда бежать от еды, её много и она безумно вкусная и качественная, туалетную бумагу не стираем – её море и она недорогая». Упоминания еды и туалетной бумаги – показатель того, что человек живёт чистой физиологией. Всё остальное, включая вялые отсылки к творчеству, – красивая ширма, призванная прикрыть кухонный (обеденный) стол и унитаз рядом с ним. На них сконцентрировано всё существование. Им служит свободный дух, ими тешится тело, к ним призывает угасающая сила. Как говорится: финита – кефир и сортир.
При создании текстов будьте осторожны. Если вам есть что скрывать, не пишите о противоположном. Потому что ваши тяжкие усилия пойдут по сиреневой звезде – правда внимательному читателю всё равно покажет себя. А внимательных читателей, к счастью, не так уж и мало.
Ещё интересное:
Зачем черепахе крылья? или Новый канон
Конь в пальто, или Ложное обобщение
Для чего козе баян? или Дистанцирование
Медведь с балалайкой, или Ошибки сочетаемости
Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?