В 1933 году альбом из 64 фотографий французской столицы произвел фурор: непарадный, таинственный, жутковатый и притягательный - таким предстал на них Париж.
"Праздник, который всегда с тобой" - так Эрнест Хемингуэй охарактеризовал Париж, однако мастер сюрреалистической фотографии Брассай увидел город совсем другим. Но об этом чуть позже.
Румынский мальчик Дьюла Халаш (а именно так изначально звали человека, прославившегося под именем Брассай) с детства грезил о Франции, об этой стране ему много рассказывал отец, учитель французского. Первая поездка в Париж очаровала нашего героя, но тут вмешалась Первая мировая война, румынам въезд в эту страну был запрещен.
Париж был далеко, а мечта о нем осталась. После войны юноша учился в Будапеште, затем в Берлине, постигал искусство, знакомился с художниками-модернистами, в том числе, кстати, с Василием Кандинским. Но чем дальше, тем больше Брассай понимал, что карьеру в сфере искусства надо делать во Франции. Наконец, в 1924 году мечта осуществилась - он в Париже! По его собственным словам, Брассай почувствовал полную гармонию с этим городом и, счастливый, стал изучать парижскую жизнь и парижан.
В 1932 году Дьюла Халаш взял псевдоним Брассай, видоизмененное название его родного города Брассо в Трансильвании.
Брассай был очень талантлив, пробовал себя в живописи и скульптуре, писал романы, но признание публики и коллег получил благодаря фотографии, а подлинным его шедевром стали снимки ночного Парижа. Туманы, мосты, крыши, вокзалы, кафе, пустынные улицы, опасные и привлекательные, пугающие и манящие герои ночной жизни...
Писатель Генри Миллер назвал фотографа Брассая "глазом Парижа". Возможно, причина именно в том и состоит, что это был глаз иностранца, влюбленного в город, чужой и родной одновременно.
Брассай работал журналистом, делал карикатуры для газет, общался с Сальвадором Дали, Пабло Пикассо (фотограф потом напишет книгу "Разговоры с Пикассо", она, кстати, переведена на русский язык), Анри Матиссом, Андре Бретоном - то есть с теми людьми, которые определяли культурную жизнь города в эпоху между двумя мировыми войнами. Но не только светские новости интересовали нашего героя, он увлекся той жизнью, что обычно скрыта от глаз. Проститутки, воры, бандиты - это ведь тоже Париж, и ничуть не менее интересный.
Брассай отчасти вдохновлялся французским фотографом Эженом Атже, тоже много и разнообразно снимавшем Париж (как-нибудь я сделаю и про него пост). Но если Атже работал днем, то Брассай вдохновенно искал ночных эффектов.
Съемка ночью была сложной технической задачей, и фотографии демонстрируют интригующее разнообразие источников света — газовые фонари и их отражения, светящиеся вывески, освещенные и темные окна фасадов, яркий свет кафе и витрин...
Обращение к ночным фото у Брассая произошло в том числе под влиянием друзей-сюрреалистов, для которых ночь была самым продуктивным временем суток, когда все возможно. Так и у нашего героя: неверный свет, мрачные тени, неожиданные отблески - воображению и фотографа, и зрителя есть где разгуляться.
В этих фотографиях привлекает, в первую очередь, их особенное настроение - немного меланхолическое, приправленное оттенком душевного непокоя. Человек одинок, а на этих фото лирически одинок, о чем-то далеком думает, о несбыточном мечтает. А Париж - наверное, лучшее место для такой лирики. Хемингуэй и Брассай не дадут соврать)
Как вам фотографии?