Частенько Тамара задумывалась над тем, почему ее жизнь такая скучная. И в школе сторонилась одноклассников, потому что ей казалось, раз она плохо учится, они будут осуждать ее за это. С ее знаниями куда-то поступать – смех один. Так и осталась в деревне, пошла с матерью на ферму. Трудновато было вставать на заре, но со временем привыкла. Так бы и работала по сей день, да совхоз развалился, всю скотину жители разобрали на имущественные паи. Досталась и ей одна коровенка.
Устроилась почтальоном в местное отделение, летом ездила на велосипеде. Ее, как первых птиц весной, ждали в каждом доме. Тогда сумка почтальона доверху была набита корреспонденцией, в каждом доме выписывали газеты и журналы, да не по одному экземпляру. Особенно приходилось трудно зимой, когда переметало дороги. Однажды увязла в сугробе, ноги вытащить не могла, потихоньку выкарабкалась, а валенки так там и остались. Около километра шла до дома почти что босиком, холщовые носки совсем не грели. Три недели провалялась в больнице, мать ее заставила рассчитаться. Больше года жила под крылышком у родителей.
На любовном фронте тоже не все гладко. Нравился ей соседский паренек, во сне чудились их свидания, но Сережка предпочел ей городскую девчонку, внучку бабы Наташи. Как ни старалась Тамара отбить понравившегося ей паренька у этой заносчивой горожанки, ничего не получилось. Проливались и девичьи слезы, была и обида на себя, что ленивая. Ходила в какой-то застиранной одежонке постоянно, а в шкафу лежали наряды, которые лень даже погладить.
А ее первая любовь после армии женился, до сих пор она с завистью смотрит вслед его жене, которая ничуть не краше Тамарки, но зато ухоженная.
Потом ей родители сосватали Илью, парня из соседней деревни. Перебрались молодые в дом бабушки, в котором живет женщина до сих пор. Особой любви у нее не было к этому молодому человеку, но душой прикипела. Мастеровой был муж, наподобие ее соседа Витьки. Везде навел порядок, привела Тамара и свою корову от матери. Но вот только лень вперед ее родилась.
Начались ссоры, казалось, ничего не значащие: почему посуду до сих пор не помыла, почему кровать не заправлена… Одного не понимала, чего сердиться, все равно же к вечеру в доме наводила порядок. Пусть не блистало все белизной, но было чисто. Вот так и уехал ее муженек восвояси. Тамара осталась в бабушкином доме. Заскакивали женатые мужики на огонек, но она их выгоняла с палкой в руках. Может, поэтому все особи мужского пола стали обходить женщину стороной.
Совершенно случайно познакомилась со своим сожителем. Жить-то надо было на что-то. Вот подсобрала яиц, молока и на станцию. Там всегда бойкая торговля, не только пассажиры проходящих поездов, но и жители со всей округи приезжали что-нибудь прикупить. Очень уж понравилась ее сметана одному мужчине, стал постоянным покупателем. Потом начал ездить к ней домой, скупал товар прямо дома. Однажды остался у нее. Так вот и живет с ним Тамарка.
Ее воспоминания прервал крик, доносившийся с улицы:
- Тамарка, ты дома?
Женщина быстренько вскочила с дивана, скинула старенький халатик, натянула свою ситцевую юбку и новую футболку. С улыбкой на лице вышла из дома. Никак не ожидала увидеть Светку, всегда такую заносчивую. «Интересно, что же ее привело ко мне?» - промелькнуло в голове.
- Тамара, мне баба Маня рассказывала, что ты за один день нашла воров.
- Ой, какие ей там воры, так парнишка напакостил и все, - вроде как оправдывалась женщина.
- Ну, не говори, Палыч бы все это растянул на несколько дней.
- У тебя тоже воры были во дворе? – поинтересовалась Тамара.
- Можно я войду, чтоб меньше меня видели люди.
- Так что случилось?
- Беда у меня, Тома. Мой муженек загулял, похоже. – Светка работала дежурной по станции сутки через двое. Вчера пришла с работы, а дочка ей пожаловалась, что отец куда-то пропадает ночами, когда мать на работе.
- Веришь, молчала. А вчера ее Кирилл отругал за плохие отметки, так она затаила на него злобу и по секрету мне все рассказала.
- Так от меня ты, что хочешь? Просишь, я так понимаю, чтобы я проследила за твоим мужиком.
- Да неужели к бабе какой ходит? Убью собаку. Помоги, а то я вся извелась, за ночь не сомкнула глаз, - пожаловалась Светка.
- Попробую, конечно, пока мой Жорка на заработках, но ничего не обещаю.
- Спасибо, Томочка, я в долгу не останусь. – И обняла женщину, как лучшую подругу, хотя таковыми никогда не были.
После ухода Светки немножко себя отругала, но в целом все-таки порадовалась: первой узнает новость и разнесет по поселку.
И вот ее ночная смена. За день выспалась как следует, даже бока заболели. Ближе к десяти выдвинулась на свое новое «дело». Подошла к Аксеновым со стороны огорода, навряд ли Кирилл пойдет крутить шуры-муры через переднюю калитку. Будет красться тайком. Долго ей не пришлось сидеть в засаде.
Почти прямо перед ней появилась темная фигура мужчины. Хорошо, что женщина спряталась в кустах терна, так густо росшего за огородом. Даже пришлось затаить дыхание, чтоб ненароком не выдать себя.
Кирилл по скошенной траве направился по тропинке в сторону реки. «Там живет бабка Валентина. Что же он там потерял?» - почти разочаровалась Тамарка. А так хотелось ей очень удовлетворить свое любопытство и немного приземлить Светку, чтоб нос не задирала. Ходит, как будто ног под собой не чувствует.
Мужчина, уже не таясь, открыл калитку и пошел прямо к дому. В темноте его фигура скрылась за дверьми. Свет в окнах так и не загорелся. Это подвело женщину к мысли, что там свидание. Но бабе Вале почти семьдесят, не может она такое творить, хотя вспомнила рассказы матери о ее похождениях в молодости. Это все можно списать на возраст, а сейчас-то зачем ей мужик нужен?
Была у нее мысль: может, в карты ходит играть, без жены, вероятно, дома скучно. Дождалась Кирилла, продрогла вся, хорошо, что ветровку захватила. За ним не пошла, прекрасно знала его обратную дорогу. Нет, сегодня эту новость Светке не сообщит, тут что-то не так.
На утро от людей узнала, что баба Валя уже, как неделю, лежит в больнице, а на хозяйстве у нее племянница. Вот и разгадан ребус. Но радоваться ей еще рано, надо же для Светки собрать доказательства. Это будет только через две ночи. Чтобы не привлекать пока посторонних к этой детективной истории, пошла к матери.
- Мама, а ты забыла мне рассказать новость, что тетя Валя болеет. Так на хозяйстве у нее Оксанка что ли?
- Ага, Оксанка. Больше некому. Бабы говорят, что она от мужа ушла. Какая-то мода пошла: работать удаленно. В толк не возьму, что это за работа такая. Вот бы и мне, сидеть в доме и доить коров. Чудно.
Все, что нужно, Тамарка узнала от матери. Как же раньше она не догадалась? Ведь ходили же слухи еще до женитьбы Кирилла о его связи с Оксанкой. Все думали, что они поженятся, но девушка предпочла городского. Значит, старая любовь не ржавеет.
Наступил долгожданный вечер. Теперь уже одевшись потеплее, Тамарка отправилась к завершению своей шлежки. Сфотографировала на телефон почти весь путь Кирилла от дома да пункта назначения. Еще одну фотографию сделала, как мужчина выходил из дома бабы Вали.
Дождавшись возвращения Светки с работы, пошла ей наперерез.
- Ну что, я свое дело сделала, тебе решать, что делать со своим муженьком. – И начала ей листать фотографии, уличающие Кирилла в измене. Перекинула их на Светкин телефон и чувством исполненного долга возвратилась домой.