Найти тему
О Жизни и об Истории

Страсть к обобщениям как бич нашего времени: снова о мнимой пропасти между Западом и Востоком/Читая размышления политолога Алексея Чадаева

Сразу, касательно заглавия уточнение: я, разумеется, не отрицаю пропасти как таковой, но отрицаю коллективный Запад как нечто целое. Много раз писал уже об этом. Пропасть между нами и британцами не меньше, чем между испанцами и норвежцами; причем между нами и англичанами она еще и меньше.

Русская философия немыслима без Гегеля. Изображение из открытых источников.
Русская философия немыслима без Гегеля. Изображение из открытых источников.

Собственно, я вот об этой цитате Алексея: «»Мне думается, что изначальный первоисточник нашего противостояния с Западом — в балансе греческого и латинского элементов в Римской Империи. Мы взяли гораздо больше “греческого”, а они, соответственно, “латинского”.

Это определяет и сильные, и слабые стороны обеих культур: мы всегда будем слабее в управлении, в законодательстве, в точных науках, в производстве универсальных паттернов организации; они — во всём, что касается творческого начала, стремления к неизведанному и к соединению несоединимого. Для меня суть этой многовековой «дискуссии» наиболее точно выражена в полемике Варлаама и Паламы XIV века — те самые “Слова в защиту священнобезмолвствующих”, спор об ограничениях и возможностях рационального познания» https://t.me/chadayevru/1327.

Повторю о чем не раз уже писал: наша философия в лице лучших своих представителей выбралась из, образно выражаясь, немецкой и, в меньшей степени, английской и французской шинели. В каком-то смысле Гегель – отец русской философии. И даже столь любимый мною монах Андроник (Алексей Федорович Лосев), несмотря на всю его жесткую критику Возрождения, здесь не стал исключением.

Да и не было в России некогда сколь-нибудь существенного интереса к творениям греческих святых отцов. Тропари им пели, кондаки – читали. А творения кроме собственно профессиональных ученых и не изучал никто. Из той же Византии мы восприняла скорее внешние формы, не наполнив их внутренним содержанием. А точная наука к нам пришла с Запада – пусть будет «Запад» при всей моей нелюбви к этому термину. И без него не было бы ни Ломоносова, и Суворова. Последний изучал отнюдь не турецкое или иранское военное искусство Нового времени.

Спор упомянутого Паламы с Варлаамом – тем для отдельного разговора. Что касается соотношения греческого и латинского интеллектуального наследия, в том числе и философско-богословской его составляющей, то второе более применимо к итальянкой мысли. Скажем, на испанскую мысль существенное влияния оказал ислам, а на английскую – то же греческое богословие.

В общем, столь модные ныне – и наверное неизбежные в век интернета и чтения постов вместо книг – обобщения скорее дезориентируют читателя./зрителя, нежели сформируют в его голове верную картину некогда происходивших событий и мнимой дихотомии Запада и Востока. Согласны?

.

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал

Игорь Ходаков