О существовании еврошифера я узнал в раннем детстве. Наш сосед по даче дядя Миша пригнал на свой участок фургончик, набитый волнистыми листами ярко-зеленого цвета, то есть тем самым еврошифером, о котором велись разговоры задолго до этого события. В те годы материал был на пике популярности, в основном, конечно, из-за умеренной цены. Дешевле был разве что «скучный» кровельный рубероид. Этого скромнягу выбрал мой папа для нашего строящегося мини-домика. Пусть полежит на крыше, временно, пока не доделаем все первоочередные дела. А дядя Миша любил, чтобы все было красиво с самого начала и поэтому для своей дачки прикупил нарядный прикид. Зеленая крыша и бревенчатые стены, покрашенные под мореный дуб, выглядели сказочно. Мне очень нравилась соседская избенка. И я надеялся, что папа заменит плоский рубероид на волнистые листы цвета весенней лужайки. Но стройка наша затянулась и кровельный вопрос был отложен в долгий ящик. Однажды я все-таки предложил папе: «Давай купим еврошифер, как у дяди Миши». И тот только улыбнулся: «Посмотрим», - сказал от в ответ. Даже в нежном возрасте я понимал, что смотреть будем совсем в другую сторону. И мой папа оказался прав. Через два года зеленая кровля выцвела и местами пошла буграми. Покрытие из испорченных листов пришлось разобрать, а затем в срочном порядке скорректировать стропильную конструкцию и уложить на сплошной настил из ориентированно-стружечных плит гибкую черепицу. Вот такая грустная история приключилась. После этого, у меня сложилось стойкое убеждение, что еврошифер никуда не годный материал.
Через несколько лет я вновь встретился со своим старым «знакомым». Подростком я подрядился помогать ремонтировать старую дачу. Хозяева задумали обшить каркасные стены виниловым сайдингом, а заодно обносить кровельное покрытие. Битумные волнистые листы укладывали прямо на старую кровлю из классического асбестоцементного шифера. Правда, были небольшие проблемки с геометрией, но наша команда с ними успешно справились. Много я тогда тонкостей подсмотрел у знающих людей. И оценил достоинства еврошифера. Волнистые листы легкие и удобные в работе. Их можно резать обычной ножовкой по дереву. Случайно уронил лист - не беда. Целлюлозно-битумный продукт спланирует на землю без каких-либо последствий в виде сколов, трещин и царапин. Листы плотно прилегают друг к другу да и к тому же стягиваются кровельными гвоздями. В дальнейшем, в течение первых лет службы под воздействием солнца еврошифер спекается в единое, герметичное, полотно. Еще из плюсов – кровля из волнистых листов не шумит при дожде. Стоимость еврошифера почти в два раза ниже, чем у битумной черепицы (если сравнивать аналогичные, рядовые, участки кровли).
Вопрос с долговечностью не имеет однозначного ответа. Со временем материал бледнеет, но интенсивность потери цвета зависит от разных факторов. Скажем, южные скаты выцветают быстрее, чем северные. Если крышу затеняют деревья, то кровля и вовсе не посветлеет. Но стоит ли ждать чудес. Если даже сами производители дают гарантию на цвет всего на пять лет. С годами водостойкость еврошифера снижается. Гарантийный срок на протечки – 15 лет. А общий срок службы достигает полстолетия. Та дача, в реконструкции которой я принимал участия, в полном порядке. Кровля почти не выцвела, а прошло уже больше пяти лет. Протечек нет и в помине. Недавно я видел один дом, постоянного проживания, кирпичными стенами и мансардной крышей, то есть жилым этажом в подкровельном пространстве. Так вот у этого коттеджа капитального кровля из волнисто-битумных листов, причем возраст солидный. Мои наблюдения примирили меня с еврошифером. Видимо, дядя Миша приобрел не вполне качественный материал. К тому же, в те времена листы производили из прессованной, пропитанной битумом, целлюлозы (говорили, что из макулатурного картона). Сейчас применяется вакуумная пропитка битумом при низкой температуре, упрочнение поверхностных слоев и другие современные методы, позволяющие повысить срок службы материала. И, похоже, еврошиферу можно доверится. Но если бы я задумал строить собственный дом, я бы, наверное, выбрал другой кровельный материал.