Найти в Дзене
Tale-teller Sid

3 игры про выживание, от которых не так просто оторваться

Оглавление

Первая статья на Дзене и я хотел бы посвятить ее своему любимому жанру игр - игр про выживание (survival). Неважно, какой именно поджанр у "выживалок" - horror (ужасы), action, RPG или что-либо еще. Главная их фича - не сдохнуть по прошествии первых 10 минут игры выжить зачастую в достаточно суровых условиях против суровых противников, зачастую отстроить базу и избежать каких-либо неприятностей путем хитрости и игровых механик. Что отличает и в то же время присутствует в любых survival'ах:

  • расширенная механика лечения травм/болезней и повреждений бренного тела игрового персонажа;
  • довольно обширная (по сравнению с другими жанрами) механика PvE (Player vs Environment - игрок против внешней среды) - погодные условия, дикие животные, опасности дикой природы;
  • противники, желающие показать Вам, где Адъ и Израиль что такое боль во всех ее проявлениях.

Я опишу в подробностях 3х выживалок, которые есть у меня в библиотеках и которые я смело Вам могу порекомендовать для прохождения / игровых сессий. В каждой из них отыграно не менее 300 часов, что достаточно для постановки вердикта, но тем не менее я буду использовать 10ти бальную систему для постановки своей субъективной, но оценки. Итак поехали.

1. DayZ Standalone

-2

Жанр: action, survival, open world, sandbox, adventure
Системные требования:

  • ОС: Windows 10 64-bit
  • Процессор: Intel Core i5-6600K or AMD R5 1600X
  • Оперативная память: 12 GB ОЗУ
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 or AMD RX 580
  • DirectX: Версии 11
  • Место на диске: 30 GB

Эта игра отняла почти 3500 часов моей жизни. Даже банально только за это она достойна идти первой в списке. Давайте немного о том что это такое (если вдруг кто не знает).

Немного предыстории:

Логотип компании-разработчика
Логотип компании-разработчика

Dayz SA была разработана студией Bohemia Int., которая подарила нам такие шедевры как Arma II - III например. Так вот был один хитрый умный и определенно целеустремленный парень Дин Холл, который опираясь на возможности игры Arma II (в частности Arma II: Arrowhead) сделал мод на эту игру, который назвал DayZ (позже проекты с этим модом уже заимеют название DayZ Origins). Суть мода была и проста и непонятна в далеких 2010х чуть менее чем полностью. Вместо традиционных для Armы войны и управления подразделениями Вам предлагалось появится на берегу моря на карте Чернаруси (так называлась страна, в которой происходили действия одной из частей армы), а затем... неожиданно выживать (!).

-4

Да - у персонажа в самом начале DayZ были несколько примитивных индикаторов - таких как вода, еда, количество крови, температура, общее здоровье. С развитием мода и добавлением сторонних нововведений менялся и набор этих индикаторов - так например в одной из инкарнаций DayZ мода добавилась карма, заполненность желудка и пр. Далее все просто - забили забыли поесть/попить/вылечится/вытащить ноги из костра и видите красный мигающий индикатор того или иного = вы скоро сыграете в ящик. Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию на просторах Черна вы можете найти все необходимое - в домах / магазинах валяются консервы, медикаменты, одежда и пр.

Раньше все выглядело как то так...
Раньше все выглядело как то так...

Со временем вы справитесь с контролем состояния своего персонажа. Очередной проблемой являлись контролируемые безумным ИИ движка противники - зараженные... или, проще говоря - зомби. Буквально после первых стычек с ними в DayZ моде вы бы поняли, что вести себя лучше намного тише. Одно неосторожное движение или (не дай Бог) выстрел в центре города и на вашу оплошность соберутся десятки стонущих и слегка подгнивающих любителей прокрастинации в ВК живых мертвецов. Думаете это самая большая и страшная проблема? DayZ не был бы дейзом и не совершил бы переворота в игровой индустрии, если бы не продемонстрировал самого страшного, коварного, злейшего и хитрого врага для игроков - других игроков. Да самый страшный противник в этой игре это человек, другие игроки, которые могут вас убить ради наживы; ограбить, оставив буквально без штанов посреди холодного леса; устроить Вам засаду и пр. Может получиться и по-другому - игроки неожиданно вам помогут и может даже чем-нибудь поделятся... но в 80% случаев поделятся они только пулями, выпущенными в Вашу сторону.

Достаточно одного неаккуратного чиха...
Достаточно одного неаккуратного чиха...

Идея мода возымела такой дикий успех, что Дин Холл вроде как был даже приглашен в команду разработчиков Bohemia Int., где начал трудиться над уже отдельной игрой DayZ Standalone (уже не модом). Если честно то история труда мистера Холла на БАГемию полна слухов и выдумок. Я думаю никто достоверно не скажет, что и как случилось-получилось кроме самого автора игры. Но факт остается фактом - где-то уже на стадии альфа-версии игры Дин покидает компанию и чуть позже основывает уже свою студию Rocket Games, иногда участвуя в разработке обнов для игры только в качестве консультанта. Тем не менее игра не так давно (в 2018 году) вышла в свет полностью после 5 лет (на самом деле больше) доработки и раннего доступа.

Суть:

А суть со времен DayZ мода не изменилась. Вы - безымянный Выживший (Survivor), вы очнулись на берегу моря и перед вами довольно огромный участок суши для исследования. В этот участок суши входят: деревни, города, военные базы, леса, поля, аэродромы и много много что еще. Так же как и в моде у вас есть индикаторы, на опустошение которых забивать ну вот совсем не стоит. По классике это: индикатор воды - восстанавливается если (внезапно) пить воду или газировку например; индикатор еды - восстанавливается если (опять же внезапно!) что-либо употребить в пишу, например консервы или жареное мясо; индикатор температуры - показывает холодно или жарко персонажу; индикатор крови - показывает уровень крови (да-да - это не здоровье - это отдельный показатель, за которым надо отдельно следить и восполнять физрастворами например); показатель здоровья - теряется когда вы получаете урон, восстанавливается по классике со временем. Помимо этих индикаторов есть еще индикаторы болезней, кровопотери, переломов и пр.

Практически безграничный простор
Практически безграничный простор
Карта Чернаруссии
Карта Чернаруссии

Против Вас, в отличие от модовой версии, уже не только зараженные, но и дикие волки и медведи, которые, собственно, разделяют с зомби гастрономические интересы. А кроме того, против вас такие же как и вы игроки.

Всегда рад видеть вас в своей чаще. Особенно, когда дело клонится к ужину...
Всегда рад видеть вас в своей чаще. Особенно, когда дело клонится к ужину...

Игра, в отличие от мода, многократно усложнилась и стала более серьезно акцентировать внимание на аспектах выживания. Если в моде достаточно было найти консерву и что-либо острое для того, чтобы ее открыть и употребить содержимое, то теперь помимо этого вам придется следить за чистотой рук, чтобы невзначай не поймать какую-нибудь кишечную палочку. Попили из озера, предварительно не профильтровав или не обеззаразив воду - скажите привет холере - теперь придется срочно искать медикаменты (и не один их вид), чтобы избавиться от этого недуга. Каждое попадание по вам из огнестрельного оружия будет иметь последствия. Будь то перелом конечностей или кровотечение, но боль от этой неприятности вы прочувствуете.

Другие игроки - самый страшный монстр дейза
Другие игроки - самый страшный монстр дейза

К слову об огнестрельном оружии и оружии вообще. В игре приведен более чем солидный арсенал из средств уничтожения себе-подобных. Правда половину или даже более из этого арсенала составляет оружие из гражданского оборота. Так как Bohemia Int. таки чешская студия, то в игре соответственно вы увидите оружие как чешского производства (CZ), так и НАТОвские образцы (Famas, M4A1, M16), так и советского военпрома (АКМ, АК74) и пр. Возможно в скором времени разработчики вернут оружие, ранее бывшее на стадии альфа-тестирования. Автор момнит как с арбалетом без болтов взял на блеф 2х немцев, грозя выстрелить и заставив их отдать заряженный СКС и кучу консервов. Эх... было время.

В ожидании выживших
В ожидании выживших

В игре присутствует какая-никакая механика охоты. Животные - надежный источник пищи и прочего полезного ресурса. Кожу можно обработать и сделать из нее достаточно неплохую одежду или сумки. Из костей получаются неплохие крючки для ловли рыбы. Жир можно использовать как масло при жарке чего либо на сковороде или же употреблять его в жареном/вареном/сушеном виде как и добытое мясо. Из кишок получается неплохое удобрение для вашего огорода. Ах да... огород тут тоже можно выращивать. Многие повернутые на огородах дачники этим и занимаются, выращивая тыквы, кабачки и пр.

Делянка неизвестного огородника
Делянка неизвестного огородника

Раз уж заговорили о еде. Еда и вообще ресурсы для удовлетворения своих базовых потребностей тут есть в огромном количестве. Но помните - в мире дейза ничто не вечно. Еда со временем пропадает и дальнейшее употребление такой пищи внутрь сопряжено с риском для здоровья. Если есть нечего, а прощаться с персонажем как-то не хочется, то всегда есть вариант зохавать друга рассчитывать на братскую помощь. Survival Survivaly друг, товарищ... и еда. Правда... я б не рекомендовал этот шаг...

С голодухи даже миролюбивые коровы идут в ход
С голодухи даже миролюбивые коровы идут в ход

Медицина тут отдельная тема. Насчет нее много споров и разногласий. Что можно с уверенностью сказать это то, что заскучать вам тут точно не дадут. Несколько болезней от банальной простуды, до холеры заставят понервничать за своего протагониста. Кровь и общий показатель здоровья, если на них не воздействуют негативные факторы и персонаж накормлен и напоен, со временем восполнятся. Но если вы решили по-быстрому пополнить себе показатель крови через переливание от своего товарища, например, то настоятельно рекомендую проверить совместимость его группы крови с вашей. Если вы вдруг перелили себе несовместимую кровь, то жить вам осталось недолго.

Таблица совместимости групп крови в игре... Это точно игра?
Таблица совместимости групп крови в игре... Это точно игра?

В игре присутствует довольно много техники в виде машин (вертолеты присутствуют только на модовых серверах сообщества, но об этом позже). От Sarka (игровой аналог малолитражки Dacha) до Hummer (хаммер он и в Африке...). Последний собственно ввели в игру не так давно. Машины позволяют быстрее перемещаться по карте, а также хранить ценные предметы (loot - лут) внутри. Но при этом требуют специфичных ресурсов для содержания - того же топлива в бак или воды для радиатора. К тому же машины как и ИРЛ могут ломаться и их придется чинить или менять какие-либо их части, включая части кузова. А попадание на транспорте в заваруху где-нибудь в центре Электрозаводска в разы увеличивает шанс на то, что ТО потребуется в ближайшее время.

В автопарке не хватает только хаммера
В автопарке не хватает только хаммера

Кроме того в дейзе есть возможность отстроить собственную базу. Не так правда подробно как в Ruste или других base-building играх, но весьма и весьма неплохо для своего жанра. Можно отстроить себе небольшие или большие базы с вышками и воротами, крепить на стены колючку или маскировочные сети и т.д. Правда... учитывая базовые механики дейза и возможности разрушения стен и ворот как при помощи их повреждения прострелами из огнестрельного оружия, подрывом импровизированными зарядами С4, так и возможность подбора пароля базы на 3х и 4х значных кодовых замках, устанавливаемых на ворота, жить ваша база при нормальном онлайне врятли будет долго.

Флаг на базе не просто так - по механике он предотвращает гниение построек и обновляет показатель lifetime - чтобы ваша база попросту не пропала с рестартами серверов.
Флаг на базе не просто так - по механике он предотвращает гниение построек и обновляет показатель lifetime - чтобы ваша база попросту не пропала с рестартами серверов.

Отталкиваясь от всего вышесказанного - ваша цель в DayZ SA - жить и выживать в мире Черна. И делать это как можно дольше. Как такового сюжета в игре нет. О его возможном наличии вы можете узнать разве что из статей сообществ или же наталкиваясь на намеки на него в разных частях карты. Вообще сюжет тут из разряда конспирологии. Игра по сути - песочница и вы сами решаете какой сюжет проживет ваш персонаж с того момента как появился на берегу до мелкой надписи "Вы погибли" на экране.

Как в это играть

Забавный вопрос конечно, но реально он встанет перед вами почти сразу же как только вы установите игру. Вам откроется список онлайн серверов в которых вы будете понимать чуть менее чем ничего. Главное понимать, что по сути комьюнити DayZ SA делится на 2 огромные части:

  • официальные сервера (они же "оффы", они же зачастую называются игроками "офф ванилью") - это по сути все сервера в листе с припиской official. Это сервера, поддерживаемые самими разработчиками. Их плюсы: стабильны; зачастую низкий пинг; вполне себе можно комфортно играть со средним онлайном 10-15 человек на карте и изучать игру. Минусы (и их существенно больше): читеры; достаточно короткий срок содержания сведений о персонаже; жестокие дефолтные настройки спавна (появления) предметов на карте. Но все равно. Прежде чем переходить на модовые сервера, крайне рекомендуется полностью изучить и прочувствовать механики игры именно на оффах!
  • модовые сервера - это сервера, которые содержит сообщество игроков дейза. По сути любой не официальный сервер является модовым. Модовые сервера требуют доустановки специальных модификаций из, например steam workshop или подобных библиотек. Как правило данные сервера имеют собственные площадки сообщества в социальных сетях, где администрация может помочь с установкой дополнительного контента. Модовые сервера уже делятся на PvP (player vs player - концепт игрок против игрока) и тот самый PvE и на них уже могут быть свои правила/условия и моды. Большой сегмент модовых серверов представляет концепт vanilla+. Это когда по сути практически полностью представлен оригинальный контент игры, лишь немного дополненный незначительными модификациями. Плюсы: администрация серверов в подавляющем своем большинстве следит за порядком на серверах и оперативно блокирует (банит) читеров; часто проводятся различные мероприятия (ивенты) с раздачами призов и конкурсами; можно раскрыть привычный дейз для себя совсем с другой стороны и расширить возможности игры; онлайн на модах выше, чем на официальных серверах. Минусы: ваша игра с 25-30 Гб на диске резко разжиреет до 80-100 за счет скачанных модов; многие моды могут испортить впечатление об игре (особенно у новых игроков); присутствует донат (необходимость или возможность оплаты игрового контента) - таки не за казенный счет аренду серверов выплачивать; невероятно токсичное и своеобразное комьюнити (не на всех серверах).
Дружная команда выживших на одном из модовых серверов
Дружная команда выживших на одном из модовых серверов

Тема серверов дейза весьма и весьма обширна. На ее счет можно бесконечно спорить и дискутировать и лучше посвятить ей отдельную статью (если потребуется). На деле, если вы только только приобрели DayZ SA - настоятельно рекомендую начать играть с официальных серверов. Игроки модовых серверов будут считать вас достаточно опытным игроком только когда вы наиграете как минимум 300 часов. Мир модового дейза слишком жесток, чтобы учить кого-либо базовым механикам. Так что брезгуя оффами вы весьма рискуете испортить себе все впечатление от игры.

Официальные (и не очень) дополнения

На момент написания статьи единственным официальным платным дополнением является DayZ Livonia, которое добавляет в игру новый контент, новые ивенты и новую карту Ливония. Карта представляет из себя лесистую местность в летний период времени. Карта для любителей прятаться по лесам, охотиться и пугаться каждого шороха в кустах. Способна изменить ваши представления о костюме-гилли о господи.... они повсюду, они на деревьях, Джони! .

-18
Ливония - место, покрытое густыми лесами
Ливония - место, покрытое густыми лесами

Неофициальным но рекомендуемым для изучения дополнением является Namalsk. Достаточно легендарная карта, пришедшая с DayZ-модовых времен и разработанная одним из участников команды разработчиков Sumrakом. Окунитесь в холодные просторы Намальска, трясущегося от постоянного воздействия аномалий и шепота пустых и холодных городов и поселков, где вы можете услышать шепот призраков жителей, чьи безвольные мертвые тела бредут по улицам в поисках пищи. То есть в поисках вас. Крайне рекомендую данное пусть даже неофициальное дополнение. Сумрак внес очень много механик и контента, которые помогают воспринимать игру по-другому.

Намальск - холодный и жестокий край
Намальск - холодный и жестокий край
Карта Намальска
Карта Намальска

Если хотите более подробно ознакомиться с доступными картами DayZ SA - то в этом вам поможет интерактивная карта https://www.izurvive.com . На ней можно быстро найти нужные вам объекты или лут, если вы все же решились поиграть в эту игру.

И наконец - многих волнует вопрос - можно ли играть в DayZ SA без подключения к сети. Так сказать неофициально (в наших то нынешних условиях). Ответ - ДА! Можно. Сейчас уже есть достаточное количество модов и скриптов, позволяющих стартануть игру на локальной машине или же по локальной сети (через пресловутый Hamachi) без подключения к серверам игровых систем. Правда... тем самым вы лишитесь 80% контента, потому что контент в этой игре и истории создают сами игроки. Но для ознакомления с миром игры вполне себе может подойти.

Вердикт

Оценивать приводимые игры я буду по 5ти параметрам. Это моя субъективная оценка. Приводимые игры уже в списке, а значит они действительно хороши вне зависимости от того какую итоговую оценку я прописал.

Геймплей - обобщенный показатель эргономики игры, скорости погружения в игровой процесс и общих ощущений от игры.

Что касаемо DayZ SA, то это определенно 9 из 10. Вы быстро вникните в управление в игре. Как говорится impact и ощущения от игры быстро захватят вас и долго не будут отпускать.

Сюжет - насколько интересно развернута история мира или игры. В некоторых играх жанра сюжет как таковой отсутствует, но тут оценивать будем лояльно.

Сюжета в DayZ, как я говорил выше, нет. Но сообщество фанатов игры довольно подробно описало его через свои заметки, гайды, истории и своеобразную конспирологию. Поэтому заслуженно как минимум 6 из 10.

Реиграбельность - возможность и желание начать игру заново после очередного сеанса или прохождения.

Реиграбельность DayZ крайне высокая - 10 из 10. Даже если игра вам настолько надоест, что вы ее снесете - поверьте - вернетесь назад и не раз.

Проработанность - насколько много у игры проблем и багов, требующих решения разработчиками и портящими впечатление от игры.

И вот тут DayZ SA прокалывается аж до 5 из 10. У игры есть очевидные проблемы, пусть обратите внимание на них вы не сразу. Это зачастую улетающие под текстуры персонажи, внезапные смерти и пр. Особенно это можно прочувствовать на загруженных серверах. Проблема в довольно сложном и неоптимизированном механизме работы клиентов и серверных частей. Разработчик периодически выпускает обновления (раз в 3-6 месяцев), и в них зачастую решает старые проблемы, но и добавляет новых. В общем тут над игрой работать и работать. Дает негатива обилие читеров и багоюзеров (игроков, использующих внутриигровые недоработки для получения преимуществ) на неконтролируемых админами серверах. Античит система Battle Eye, так горячо восхваляемая разработчиком, не работает так как того обещали - если и банит читера то конечно жестко, но людей с новыми версиями читов пропускает на сервер без помех.

Требовательность к ПК - вообще анализировать этот показатель как бы и не то чтобы надо. У каждого возможности разные. Тем более что в самом начале поста уже проговорили о системных требованиях. Но по сути можно расценивать этот показатель как соответствие озвученным оптимальным системным требованиям техническому исполнению.

И тут DayZ SA получает 7 из 10.

Итоговый рейтинг: 7.5 из 10.

-22
-23

2. Project Zomboid

-24

Жанр: action, survival, open world, sandbox, adventure, RPG
Системные требования:

  • OS: Windows 10, 64 Bit
  • 64bit OS required
  • Processor: Intel 2.77GHz Quad-core
  • Memory: 8Gb Ram
  • Hard Disk Space: 5 Gb
  • Video Card: Dedicated graphics card with 2 GB of RAM minimum, OpenGL 2.1 and GLSL 1.2 support (generally 2012 or newer)

"Это история вашей смерти". Именно так вас приветствует игра, когда вы начинаете сессию за нового персонажа. И действительно. Project Zomboid это не просто история смерти - это история тысяч ваших смертей, которые с вами могут произойти буквально из-за всего.

Предыстория

Project Zomboid (PZ) разрабатывалась долгое время инди компанией The Indie Stone. Разработка велась продолжительное время с 2011 года (в это время был анонс альфа версии для теста). Долгие 10 лет разработчики доводили ее до ума и до сих пор версия по сути находится на стадии беты (последняя версия 41.78 на момент публикации статьи вышла в ноябре 2022 года). Это не значит что игра сырая и в нее не стоит играть. Нет. Я более того скажу - вы не можете называться настоящим ценителем зомби-выживалок, если вы не играли в PZ.
Что забавно - изначально разработчик не предвидел большого интереса к своему творению. Так в мае 2011 года в сеть только для покупателей продуктов The Indie Stone вышла демоверсия игры, которая из-за высокого спроса на продукт уже в ноябре 2011 стала доступна всем.
Ранний PZ был суров, в нем не было столько анимаций и механик, как в свежей версии 41.78, но не менее интересен.

В последующем разработчик родит версии 37 и 38 (в 2017 году), в которых многократно расширит возможности выживания и механики персонажа. И все, вроде как, затихнет до появления 39 и 40 версий игры (2018 год), когда разработчик уже ввел погодные явления и автомобили. После билда 40.23 всем фанатам покажется что процесс разработки затих. Действительно, до появления 41 версии (2021 год) было долгих 3 года непоняток от разработчика. Никто и понятия не имел что будет с проектом. Инсайдерской информации было немного и вся она была разная - одни говорили что компания развалилась и проект оказался брошенным на произвол судьбы. Другие говорили что идет глобальная работа над игрой, просто менять в ней настолько дофига всего, что программеры запаролись в ноль и ищут уже новую команду для написания кода. В общем слухи до 2021 года ходили разные. Тот кто не мог терпеть уже вовсю переходил на нестабильную версию 41 через клиенты Steam и страдали от отсутствия новостей. И вот в декабре 2021 года 41 версия PZ под названием Animation Overhaul наконец-то вышла в свет. Игроков ждала полная перекройка анимаций персонажа, изменение визуала, добавление полноценного 3D и, что самое главное - новые механики выживания (например, добавилась возможность красться и перетаскивать предметы по одному в каждой руке). Но и этого игрокам оказалось мало. Дело в том, что в 41 версии не было стабильного мультиплеера. Точнее как... он был - вернее его можно было собрать на коленке за счет модов. Но "мультиплеер" сказано весьма громко. Вылеты, проблемы и танцы с бубном - это то, что приходилось познать каждому игроку, жаждущему кооператива. Стабильный мультиплеер можно было найти лишь в 38 версии, но она уже была "не камильфо" ввиду явной визуальной и технической отсталости от 41. Это породило гигантское число петиций в адрес разработчика. Игроки недоумевали. Мол как так - в игре явный был акцент на коопе - можно было даже в настройках создать свою фракцию, а самого коопа не было.
Поэтому в течение полгода разраб таки родил билд, в котором можно было уже играть по сети и кооперироваться с друзьями. На момент публикации статьи разработчик уже создал анонс о версии 42, в которой якобы будет переработан свет в игре и изменены некоторые 3D объекты.

-26

Суть:

Суть PZ весьма схожа с DayZ - вы тот же выживший, который просыпается в своем доме в самом начале таинственной эпидемии зомби-вируса. Перед началом игры вы вольны выбрать внешний вид персонажа, его характеристики, профессию (влияет на начальное распределение кое-каких базовых параметров) и черты. Последнее выглядит довольно интересно - черты напрямую зависят от профессии и бывают как положительные (быстрый бег, ускоренное чтение книг, быстрый метаболизм и пр.) так и отрицательные (курение, отсутствие слуха, прожорливость и т.д.). Так вот для создания персонажа вам необходимо уравновесить эти характеристики в ноль. Как это происходит - допустим вы выбрали профессию Пожарный. Это даем много бонусов - прежде всего атлетическую развитость (меньше устаете от физ. нагрузок) и умение обращаться с топорами (что приводит к быстрой расправе над зараженными и меньшей усталости от маханий топорами). Умения безусловно крутые и нужные. Кроме того вы появитесь в части пожарного снаряжения - одного из самых крутых в игре. За это надо платить - поэтому показатель ваших черт будет +4 и стартануть с таким в игру вы не можете - его надо уравновесить. Берем, например, курение - добавляет -4 к показателю и выбираем - получается 0. С этим показателем можно уже заходить в игру. Конечно курение сильно испортит вам жизнь - бег будет качаться медленнее, не покурив, персонаж будет в состоянии стресса, а попытки бросить будут приводить к такой депрессии, что придется прибегать даже к бета-блокаторам. С другой стороны любое волнение и любая его стадия будут сниматься цибаркой, но оно реально того не стоит как и в жизни. Кроме того, перед началом вам порекомендуют выбрать начальный населенный пункт, в котором вы появитесь - это влияет лишь на пейзажи и место где начнется ваш тернистый путь.

Окно выбора профессии и характеристик
Окно выбора профессии и характеристик

Итак - вы появляетесь в своем доме в самом начале эпидемии. На улице уже начинают потихоньку появляться одиночные зараженные. Быстрее собирайте все полезное из тумбочек и шкафов и двигайте в более безопасное место. Скорее всего это место будет вдали от торговых центров и городов. Крайне желательно вооружиться чем-нибудь рукопашным, на худой конец кухонным ножом или скалкой, чтобы отбиваться от тех, кто таки решит попробовать кусочек вашего тельца.

Он брезговал оружием ближнего боя. И к чему это привело...
Он брезговал оружием ближнего боя. И к чему это привело...

Да... к слову - огнестрельное оружие тут есть. Но его еще надо постараться найти. Самый простой способ - обмародерить полицейский участок или вырубить зараженного полицейского и стянуть какой-нибудь Glock с его кабуры. Но, поигравшись с оружием дальнего боя вы поймете, что это больше оружие последнего шанса чем широкого потребления. Скриншот выше демонстрирует последствия неаккуратной стрельбы в городе. Да - зомби очень хорошо слышат, и неплохо видят. Услышав шум они сразу двинут проверять, что произошло. Они также могут реагировать на шум, издаваемый другими зараженными, если те находятся за пределами видимости друг друга. Кроме того, зараженные неплохо так реагируют на свет - решили поспать в доме и забыли выключить свет а его и окна зашторить - ждите гостей. Скорее всего вы уже проснетесь от того что вас начали потихоньку жрать. Со временем одиночные зомби начнут сбиваться в кучки и эти кучки начнут перерастать в орды мертвичины. Тут уже если шуметь то конкретно и эффективно. И да... обращение с оружием достаточно требовательное к игроку занятие. Если вы бывший работник фаст фуда, который видел пистолет только в кино в перерывах между "свободной кассой", то скорее всего нормально стрелять у вас не выйдет. Необходим прокаченный навык стрельбы, а также ловкость и навык перезарядки. Без навыка стрельбы вы просто будете мазать по вражине пока тот не подойдет на расстояние тычка пальцем. Отсутствие ловкости скажется на движении с прицеливанием - препятствие и добро пожаловать на асфальт, а это = травмы, а в большинстве случаев и смерть, т.к. подняться вам не дадут. Перезарядка влияет на скорость перезарядки, а также возможность про* потерять патроны в момент ее осуществления.
ИМХО до недавнего билда лучшим способом прокачки стрельбы и перезарядки был либо отстрел одиночных зомби на трассах, в лесах и прочей глуши, где вероятность встретить орду бесконечно мала, либо отстрел орд зомби при помощи дробовика.

Поэтому не брезгуйте ближним боем. Тем более что в ближнем бою можно подкрасться к зомби в ближнину со спины и нанести фатальный удар. Либо рискованно, но эффективно орудуя ножом вынести оппонента с одного удара. И все это будет пусть энергозатратно, но тихо.

У вас есть куча жизненных показателей. По классике это - сытость, жажда, усталость. Но есть также много специфичных - например скука, стресс, болезнь, слабость и пр. От того насколько быстро они набирают фатальный оборот или насколько быстро вы приходите в норму в первую очередь зависит от ваших черт и параметров и действий. Ну с едой и водой все понятно - хочешь есть и пить - ищи что можно поесть и попить. На худой конец попить можно из-под крана или же набрать воды из сливного бачка унитаза. Но вот например скука гасится только развлечением персонажа - можно прочитать книгу или комикс, поиграть в видеоигру или читануть газет. Стресс в начальных стадиях может проходить самостоятельно после ликвидации угрозы или же перемещением персонажа в более спокойное место (кстати от вида трупов у персонажа может также случиться приступ стресса). В запущенных случаях придется прибегать к медицинским методам лечения. И еще... в одиночной игре ваш персонаж будет хотеть спать. Да... устав персонаж будет сначала чувствовать легкую сонливость, которая при игнорировании перерастет в перенапряжение, которое неизбежно может привести к потере сознания. Поэтому, словив первые признаки усталости, постарайтесь найти спокойное местечко с удобной кроватью, где можно развалить свои кости. Хуже если усталость застала вас в лесу без машины (так то в машине тоже можно развалиться - механика игры это предусматривает). Придется либо рисковать своим здоровьем и располагаться прямо на земле, либо позаботиться об изготовлении палатки заранее.

Окно жизненных показателей персонажа. Уже подранен в ногу (но успел перебинтоваться). Еще персонаж выдохся, устал, пропотел и имеет небольшой перегруз (показатели под игровым временем)
Окно жизненных показателей персонажа. Уже подранен в ногу (но успел перебинтоваться). Еще персонаж выдохся, устал, пропотел и имеет небольшой перегруз (показатели под игровым временем)

Крафт в PZ весьма и весьма обширный и зависит от ваших навыков в той или иной области. Здесь также стоит затронуть вопрос прокачки персонажа (как никак RPG составляющая). Чем больше вы, к примеру, строите или разбираете (например мебель) тем больше прокачивается навык строительства. То же самое касается абсолютно всех показателей, начиная от бега, заканчивая навыков электроники. Имея 2 уровень прокачки строительства вам будут доступны к постройке деревянные стены, к 6му уровню вы уже сможете обивать их железом и строить более хитроумные объекты.

Окно навыков персонажа
Окно навыков персонажа

Кстати, не обязательно постоянно бегать для того чтобы прокачать бег или таскать тяжести для прокачки силы - достаточно уделять время фитнесу, или притащить в свое убежище тренажер. То же самое касается и других навыков - например для повышения навыков кулинарии бывает достаточно посмотреть ТВ шоу о кулинарии по телевизору (пока электричество и телевидение еще есть). А когда ТВ закончится (как и весь бренный мир собственно) - можно поискать соответствующие VHS кассеты с шоу в магазинах и смотреть их в записи на видаке. Чтобы ускорить прокачку навыков можно прочитать соответствующие курсы. Всего есть 4 курса на каждый навык. Каждый курс обеспечивает буст опыта на 2 уровня. Занятие по чтению (особенно в сетевой игре) весьма долгое и муторное, но того стоит. А о новых рецептах можно узнать в журналах. Также в журналах можно изучить специфические навыки, такие как травничество или навык обращения и ремонта генераторов.

Окно доступных крафтов (создания предметов)
Окно доступных крафтов (создания предметов)

Учитывая все вышесказанное - ваша цель - прожить как можно больше. Игра хоть и бедна на запрограммированные внезапные ивенты, но постоянно подкидывает неприятности. Будь то внезапный выстрел со стороны, который привлечет внимание зараженных, или сработавшая в одном из лутаемых вами домов сигнализация, или вертолет, который прилетит день на 10й и будет полдня висеть над местом вашего пребывания, привлекая к этой точке толпы зомбарей. Соскучиться вам не дадут.

Отдельно стоит упоминуть технику. Да - в PZ она присутствует и весьма разнообразна! Но просто так обзавестись машиной не получится. Встретить открытую и заправленную машину на парковке, да еще и с ключами в замке зажигания (да - если вы не автомеханик как минимум 4 уровня, то вам нужны ключи) большая редкость. Если вам встретилась октрытая машина без ключей - можете посмотреть поблизости в домах или в одном из убитых зараженных может быть найдутся ключи. Но чаще всего вам будут встречаться исправные и с ключами машины с пустыми баками. Ну что ж - ищите канистры, заливайте их топливом на заправках или сливайте его с других машин и вперед. И да... автомеханика в PZ отдельная тема, требующая не одного часа разбора.

Окно автомеханики авто
Окно автомеханики авто

Ах да - мир PZ постоянно развивается и морфирует. Помимо того, что сезон сменяет сезон (да-да - рано или поздно наступил зима), вы прочувствуете все прелести загнивающего мира. Телевидение будет уже состоять из приступов паники ведущих в прямом эфире, электростанции перестанут работать и давать энергию, вода перестанет течь по трубам - жизнь постепенно встанет. Вопрос выдержите ли вы такой коллапс?

-33

Стратегия выживания

PZ рано или поздно заставит вас разработать собственную стратегию для успешного выживания, хотя бы в течение игрового месяца. Большинство стратегий сводится к двум базисам:

  • валить как можно дальше от места где вы появились, прихватив с собой как можно больше полезных предметов и еды + желательно таки найти и заправить машину;
  • далеко не ходить а обустроиться в своем же городе, превратив наиболее удобный дом в неприступную крепость.

Что первый что второй базис рабочие - все зависит от вашего желания. Я лично первым делом занимаюсь поиском полезных предметов, еды и оружия, после чего ищу машину. А дальше валю подальше от города в уединенное место в лесах или... на худой конец занимаю одно из складских помещений. После обустройства уже начинается постепенное выполнение плана: поиск генераторов (электричество не вечно, а оно нужно как на базе так и на заправке - насосы то тоже перестанут работать); поиск дополнительного автотранспорта; поиск оружия.

Маленькая и уютная лачуга в гараже...
Маленькая и уютная лачуга в гараже...
...или убежище на складе, где легко отбиваться от волн врагов - решать вам.
...или убежище на складе, где легко отбиваться от волн врагов - решать вам.

И берегитесь зараженных! Да... это банально, согласен. Но каждое повреждение, которое может нанести вам зараженный потенциально может вас убить. Нанесенная царапина и шанс занесения через нее вам зомби-вируса равен 10-15%, если вам нанесли рваную рану то шанс увеличивается до 40-45%, укус - 85-100% заражение. Если вас заразили зомби-виросом, то в оригинале игры нет шансов вылечиться от него. С каждым днем вы будете чувствовать себя все хуже и в конце концов умрете. Есть правда мизерный 5% шанс того что вы таки перенесете инфекцию и однажды проснувшись поймете, что вас больше не тошнит. Но это будет никак Божье Провидение! Есть модификации, которые исправляют данный момент, вводя в игру лекарства от зомби-вируса, но сообщество крайне надеются на то, что разработчик решит этот вопрос в оригинале игры.

А стоит ли?

Стоит ли играть в PZ? Определенно да. Это незабываемый опыт и замечательное времяпрепровождение да еще и в компании друзей (не забываем про кооп). Собственно необходимость в кооперации вы быстро почувствуете. Очень тяжело освоить все необходимые для нормальной жизни (особенно на поздних стадиях игры) профессии. Так очень тяжело быть одновременно строителем и поваром, потому что очень много времени (даже с бустами) тратится на разбор той же мебели с целью поднять уровень строительства. К тому же то, чего не могут разработчики (или пока не могут) давно могут мододелы. К PZ имеется огромное количество модов в Steam Workshop и их количество с каждым днем только растет. Это и новый транспорт, оружие, крафты, а самое главное - механики. Моды действительно важны для этой игры - так как большого разнообразия предметов и противников в оригинале не найти. Все действо игры происходит во весьма огромном мире. Выкладывать сюда скриншоты карты не имеет смысла - все настолько будет мелко, что вы ничего не поймете. Поэтому вот вам интерактивная карта, чтобы оценить размах - map.projectzomboid.com .

-36

Вердикт

Геймплей - 8 из 10. Не смотря на то, что игра кажется в этом плане какой-то отсталой, это не так и поиграв вы это поймете. Да... графика была принесена в жертву в угоду огромнейшему количеству механик.

Сюжета тут как и в DayZ SA нет. Точнее он был раньше - в альфа и демо версиях. Все начиналось с того что вы отыгрывали за одного из выживших, чью жену укусил зараженный. Понятное дело что заканчивается все печально и вы дальше начинаете выживать в одно лицо. Теперь единственное что напоминает о былом сюжете - это заставка главного меню игры. Почему разработчики решили избавиться от него на текущих стадиях игры неизвестно. В любом случае о сюжете и происходящих с миром игры событиях вы можете узнать из записок и карт, разбросанных другими "выжившими", ТВ и радио трансляций, которые постепенно погрузят вас в атмосферу подыхающего мира. 7 из 10!

Реиграбельность. Как в прошлой игре она огромна. Песочница как никак - творите и выживайте как душе угодно! 10 из 10.

Проработанность. За исключением редких вылетов (что нормально для беты например) и ошибок коллизий (кои разрабы обещают поправить в следующей версии), особых проблем не замечено. 8 из 10.

Требовательность к ПК у игры достаточно низкая. С 41 версией игры добавилось требование установки только на х64 системы (оно и понятно). Но в целом игра может поттупливать даже на оптимальных для нее машинах. Дело в движке на LUA, который выстраивает иерархию и БД задействованных объектов несколько неоптимально. 7 из 10.

Итоговый рейтинг: 8 из 10.

-37

3. 7 Days To Die

-38

Жанр: action horror, horde survival, open world, sandbox, RPG

Системные требования:

  • 64-разрядные процессор и операционная система
  • ОС: Windows 7 or higher (64-bit)
  • Процессор: 3.2 Ghz Quad Core CPU or faster
  • Оперативная память: 12 GB ОЗУ
  • Видеокарта: 4 GB Dedicated Memory
  • DirectX: Версии 11
  • Сеть: Широкополосное подключение к интернету
  • Место на диске: 15 GB

200 часов в этой игре и я до сих пор не изучил ее в полной мере. Но моих познаний достаточно для того, чтобы сформировать свое мнение о ней. 7 дней до смерти это и название игры и буквально основной ее геймплей. Вам дается 7 относительно спокойных дней для того, чтобы подготовиться к смертельной схватке с ордой в Кровавую ночь и так каждые 7 дней (волна состоится и на 14й и на 21й, 28й и т.д. день).

-39

Предыстория

Она не будет такой же продолжительной как и у предшественников в этой статье. Игра выпущена американской компанией The Fun Pimps Entertainment в далеком 2013 м в ранний доступ. До 2013го разраб собирал средства на ее разработку через Kickstarter. И как бы никто не надеялся на успех, но по факту они собрали в 2-3 раза больше той суммы на которую рассчитывали, поэтому с 2013 до недавнего времени разработка шатко-валко велась на собранные тугреки. По состоянию на сейчас игра все ещё находится в стадии разработки и не имеет многих запланированных функций. Разработчики многое обещали и много уже сделали, обновления выходят 1-2 раза в год (и этого на мой взгляд недостаточно), но впереди еще долгий период доведения до ума.

Сейчас в игру можно рубать как в одиночном так и кооперативном режимах (что не может не радовать). Что сейчас имеем - полностью процедурно генерируемый мир, с возможностью полного его разрушения, возможность исследовать довольно большой кусок (зависит от выбора размера на момент генерации) земли, строиться везде где можно. И все это делать с друзьями!

Процедурная генерация просторного мира. Красота
Процедурная генерация просторного мира. Красота

Суть:

Вы (неожиданно!) выживший, возродившийся фактически с голой задницей на просторах того мира, который создали. В руках некая записка от Дюка, в которой говорится о том, что он рад бы снова вас повстречать (судя по обстоятельствам, страшно представить что могло между вами произойти в прошлую встречу) и все... больше ничего нет. Процесс обучения в игре довольно быстрый и понятный. Предлагается насобирать травы, камня, палок и сделать себе спальник, штаны и пр. элементарные орудия труда из подручных средств. Со временем станет понятно, что если хочешь чего то насобирать то надо лезть почти в каждый дом и каждую территорию чтобы насобирать более менее хороший и стабильный лут, чтобы делать что-нибудь годное. А еще, быстро приходит в голову, что нужна база, где этот лут можно складировать, а также заниматься грязным крафтом. Крафтить в игре придется довольно много и часто. По сути игра представляет собой такую ядреную смесь из Rusta (по способу крафта и распределения инвентаря), Minecrafta (по внешнему виду некоторых блоков и вообще по блочному принципу построения мира) и немного DayZa (по зомби-вселенной наверное).

Вначале ничего кроме дубины на уровне неандертальца нам не светит
Вначале ничего кроме дубины на уровне неандертальца нам не светит

Но разработчик сделал очень интересную механику - каждый дом по сути представляет собой отдельную квест-комнату (!). В каждом доме есть свои секретные места где можно отыскать жирный лут в виде экипировки, оружия или ценных ресурсов. В каждом доме есть "логический конец" - т.е. место где ты понимаешь что локация зачищена и ты вынес из нее все что можно. Чем больше локация будь то дом, завод или военная база, тем больше квестов и секретов будет в нем расположено. Тем тяжелее она будет для прохождения и тем интереснее.

-42

Все будет стабильно и понятно до тех пор, пока не наступит 7й день (пресловутое воскресенье). Небо к вечеру затянет красная заря, разразятся закаты грома. И к 12 часам ночи со всех сторон к месту вашего нахождения или обитания (если вас это застанет на базе) потянутся орды мертвичины. Цирк шапито закончится только к 4-5 утра игрового времени только для того, чтобы повториться через 7 дней с новой еще большей силой.

Отстрел орд в Кровавую уночь
Отстрел орд в Кровавую уночь

После первой же волны понимаешь, что база это не только место для схрона предметов, но еще и крепость. Или, по крайней мере ее надо в эту крепость превратить... Начинаешь понимать зачем в разделе строительства базы так много внимания уделено ловушкам.

База уровня почти профи
База уровня почти профи

Пройдет еще немного времени и вот вы уже чекаете гайды по обустройству kill-box'ов (комнат с ловушками), чтобы защитить себя и свою базу от очередной волны.

Да - эта игра не была бы выживанием, если бы в ней не было индикаторов еды, воды и прочих. Понятно что для их восполнения также нужно готовить себе еду и воду, пить есть и пр. Очень большое значение в этой игре играет выносливость (stamina). Она влияет буквально на все что вы делаете. Позволяет нормально бегать, работать, переносить тяжести и прочее. И еще это RPG... да... тут есть прокачка. Но прокачка отличается от ранее упомянутого PZ - за каждое ваше действие или убийство моба дается экспа (опыт, ХР). По достижении уровня вам предложат влить очки опыта в одну из нескольких характеристик - интеллект, силу, ловкость и пр. Эти характеристики влияют на навыки и то, до какой степени вы сможете их раскачать. А навыки уже определяют то, что вы сможете крафтить, с чем и как сможете воевать, что и где строить. Так например характеристика интеллекта влияет напрямую на навык робототехники. И если на втором уровне робототехники вы сможете строить и устанавливать легкие турели, то на четвертом это уже будет техника потяжелее, что позволит обеспечить надежную автоматизированную защиту базы.

Окно навыков персонажа
Окно навыков персонажа

Много внимания в игре уделено крафтам, который весьма и весьма похож на Rust. Т.е. если вы построили плавильню, то чтобы получить сырье в виде металла, в нее надо будет сначала засунуть металлическую руду, чтобы она успела наплавиться или какие либо железные/латунные и пр. предметы. Часть предметов можно изготовить вручную, часть при помощи различных верстаков, мешалок, станков и пр.

Крафт и инвентарь
Крафт и инвентарь

Как видно впринципе вся суть игры опять же выживание. И чем дольше оно будет происходить тем типа лучше. Помочь в выживании вам смогут торговцы (по крайней мере по 1 торговцу в городе или биоме вы должны найти). Эти черти торгуют весьма по грабительским ценам (если только у вас не развит навык торговли). Торговля ведется за местную валюту - фишки казино Дюка (при необходимости их можно переплавить в латунные пули). Также торгаши могут выдать какой-нибудь квест или продать какой-нибудь редкий предмет (опять же зависит от навыка торговли).

Кроме того, на карте порой случаются внутриигровые ивенты - это, например пресловутый airdrop (сброс с самолета груза, который необходимо найти и распаковать)... и да будет вам щастье.

-47

Играть или нет?

Не смотря на то, что игра находится еще в стадии разработки, ее билд довольно стабильный. В нее можно поиграть как самостоятельно (в одиночном режиме), так и в составе команды (открыв локальный сервер на каком-либо ПК и использовав сервисы Steam для подключения). Скорее всего есть и многопользовательские сервера в свободном доступе (но я данный факт не проверял). Если они и есть то игровой процесс на них похож скорее на Rust и к проблемам в виде диких животных и зомбей добавляются еще и люди. Должен признать что это наверняка весело. Весьма интересно, что в игре довольно много противников и предметов для их уничтожения (что в лучшую сторону отличает 7DTD от того же PZ). Если поначалу вас больше будут доставать стандартные и медлительные мертвяки, то к дню эдак к 21му вас подзадорят мертвые и быстрые собакены, зомбомедведи, весьма жирные и бронированные особи и т.д. Крайне рекомендуется играть командой. За даже очень продолжительную игровую сессию вы будете не в состоянии освоить все необходимые для длительного выживания навыки. В целом для успешного развития в одну каску необходимо качественно и высоко развить как минимум 1 боевой навык (например использование дробовиков) и пару крафтовых/строительный навыков (например робототехника и добыча). Но опять нужен, к примеру, механик для производства транспорта, электрик для крафта электросистем и их подключения, распределения питания и пр. Опять же игра позволить пережить незабываемый опыт командной работы.

-48

Вердикт

Гемплей. 8 банок тушняка из 10. Неплохо для хорошего сурвивал экшона.

Сюжет полностью отсутствует. И никаких намеков на хоть какой-нибудь лор игры, кроме той записки в самом начале, вы не найдете. Но, по крайней мере, есть небольшое введение - 3 из 10.

Реиграбельность. Высокая, но из-за волнообразного геймплея с фиксированными промежутками и наличием довольно близкой конечной точки развития как персонажей так и технологий - 7 из 10.

Проработанность. Разработчик уделяет довольно много внимания стабильным версиям игры. Работа разработчика по тестированию каждой обновы видна невооруженным вглядом и отражается в стабильности работы игры. Вылетов и критических ошибок не обнаружено 10 из 10.

Системные требования достаточно высокие. Это касается как х64 системы, так и наличия большого количества оперативы на борту. Если вы будете держать сервер для игры, то оперативы на это дело вам надо будет еще больше. При большом количестве противников вы сразу почувствуете ее недостаток, поэтому только 7 из 10.

Итоговый рейтинг: 7 из 10.

-49

Заключение

В заключение хотелось бы сказать Спасибо, что дочитали статью до данного момента. Надеюсь было интересно. При положительном результате по просмотрам буду стараться выкладывать новые статьи и новый контент в Дзен на постоянной основе. Подписывайтесь на канал жмите колокольчик и ждите новых статей и историй! Свидимся! ;)

-50