Найти тему

Русское Эльдорадо. Часть 3. Атаман «Кортес» и русское золото

Первая часть ЗДЕСЬ

Вторая часть ЗДЕСЬ

Атаман Иван Похабов

Многое зависело от самих казачьих атаманов.

Если взять атамана Ивана Похабова, которого называют русским Кортесом, то вся его история пребывания в Сибири – это история конфликтов. Причем, не только с местным населением, но и с русскими.

Енисейский казак Иван Похабов - скандальная фигура как при жизни, так и после смерти.

В 1646 году его направляют создать сеть укреплений вокруг озера Байкал.

На красивейшем берегу огромного озера им строится Култукский острог.

Но обнаружив золотые и серебряные украшения на одежде живущих по соседству монголов, Похабов забывает обо всех указаниях.

Загоревшись золотой лихорадкой, он организует экспедицию в Китай и устанавливает дипломатические отношения с монголами и китайцами.

Китай, в просьбе Похабова разрешить ему идти до золотых приисков, отказывает.

По словам русского писателя Алексея Мартоса:

«Как воин и политик, Похабов был нрава беспокойного, характера сердитого, но был полезен для службы русских царей».

Все это благодаря тому, что казак успевает побывать в Урге, показать себя дипломатом в отношениях с князцом Турука Батуном и его тестем монгольским ханом Са Цаном.

Последнего он одаривает от имени царя Алексея Михайловича из собственного кармана. Такие люди нужны набирающему силу государству.

Приключения Ивана Похабова на визите в Монголию не заканчиваются

Бурная деятельность Похабова прерывается на 6 лет. Отсидев в Енисейском остроге в наказание о забытых и брошенных им острогах, Похабов вновь отправляется на задание - приказчиком Братского острога.

Дурная слава тянется за ним шлейфом.

58 крестьян пишут царю челобитную, обвиняя приказчика Ивана Похабова в грабеже и рукоприкладстве.

Он торгует вином, обманывает население.

Насильно крестит бурят в ледяной проруби. Ведь холопами могут стать только крещеные люди.

Документы, говорящие о регулярных поездках Похабова в Илимск, сообщают и об активной работорговле. Сохранилось много записок, в том числе от коренного населения. И недаром остроги сжигались по нескольку раз.

Почти все жалобы и прошения остаются без ответа, наверное, не достигнув адресата.

Впервые в истории буряты собираются и откочовывают в Монголию из мест, где заправляет Иван Похабов.

Приказчик Братского острога Похабов оказывается в положении помещика без единого холопа. Боясь гнева старших воевод, он бежит в Илимский острог, где ему удается отозвать все сыски и жалобы. И снова возвращается в Енисейск.

Источник https://ic.pics.livejournal.com/evrobur/27800393/216621/216621_800.gif
Источник https://ic.pics.livejournal.com/evrobur/27800393/216621/216621_800.gif

Отец городов сибирских русский Енисейск разрастается из острога в город на берегу Енисея. Позади уже отстроены Тюмень и Тобольск. Отсюда воеводы снаряжают кочи, чтобы плыть дальше и строить новые остроги. Енисейск – главные ворота в Восточную Сибирь на протяжении нескольких столетий. Здесь проходят торговые пути на Тобольск, Москву и Китай.

Долгое время после своей смерти Иван Похабов считается основателем города Иркутска.

Лишь в середине 20 столетия находятся документы, подтверждающие, что большой сибирский город на Ангаре заложен его однофамильцем казачьим пятидесятником Яковом Похабовым, менее авантюрно скандальном и также, делегированным из Енисейска на строительство новых острогов.

История не сохранила портрета Похабова Ивана. Впрочем, как и портрета Ермака. Каждый художник вот уже несколько веков рисует свой вариант легендарного казачьего атамана. Та же история со всеми памятниками казакам-первопроходцам во всех сибирских городах.

Русское золото

До сороковых годов 18 века в России так и не открыто ни одного своего месторождения золота.

Казну в силах пополнить лишь мягкая рухлядь, которая до прихода русской империи уходила в среднюю Азию на Бухару.

Поэтому столь значимой становится победа Ермака и всех воевод, покоривших сибирское ханство.

России обретает новый и кажется бездонный источник валюты.

Пушнины было много. Ее в основном, как раз и продавали, и поставляли. Потому что нужно было кушать.

За Урал отправляли пушнину. А с Урала первоначально привозили зерно, железо, оружие.

Например, железный топор стоил десять лошадей!!!

Не редко, когда наступало время жатвы, топор перековывался в косу. А подходит зима, когда надо дома строить, дрова колоть – косу перековывают в топор.

Почему?

Железо было очень дорогое. И для его приобретения опять нужны были деньги. Вот пушнину и добывали, и продавали.

Соболиные меха – главный русский экспорт. Тут же горностай, куница, рысь.

Волчий хвост называют поленом, лисий – трубой, медвежий – пыхом.

5 бобров = пуд табака

1 бобр = 8 моржовых бивней

1 волк = 1 олень = 70 белок = 8 пудов муки = 35 фунтов соли

Каковы были условия сбора пушного ясака до прихода казаков?

Ясак был зачастую непосильной. С взрослого человека от 15 до 60 лет требовали 5 соболей. А добыть то его не просто. Это достаточно редкое животное.

Русские же брали по одному или по два соболя. Местные народности оказывались под защитой казаков. Иностранцы и другие аборигены уже меньше нападали.

И отношение к русским стало меняться.

Русь не только обирает, но и активно закупает мех у местных охотников.

На сибирском рынке жизнь бьет ключом. Две трети собранных шкурок скоро отправляется в Москву. Треть идет в пограничную Кяхту на торговлю с Китаем.

«Соболиным ливнем» называют эту статью дохода. Бить зверя в лесную глушь идут те, кому все равно - жизнь или смерть. Главное – деньги.

Сбор ясака. Источник https://etosibir.ru/wp-content/uploads/2020/02/Gagarin_yasak.jpg
Сбор ясака. Источник https://etosibir.ru/wp-content/uploads/2020/02/Gagarin_yasak.jpg

Баргузинский соболь в 17 - 18 веках был как нефть в 20-м веке

Тогда вообще мало кто думал об экологических последствиях, охране природы.

Это только в культуре местных народов было заложено изначально много традиций защиты окружающей среды. До появления в Сибири имперской махины, аборигены эргономично ведут свое хозяйство.

Никогда не берут лишнего.

Собирая орех, оставляют часть на дереве для белки или бурундука.

Упорно и дерзко наступающий с Руси народ удивляется наивности коренных жителей. Почему это нельзя охотится в определенный период, не бить беременных самок?

Пока основная задача воина - отстоять территорию и собрать ясак.

Итак, казаки продолжают осваивать и закрепляться на землях вокруг Байкала.

В это же время в Китае набирала обороты Циньская империя.

Две империи двигаются навстречу друг другу. И Буритский трактат 1720 год закрепил встречу этих двух цивилизаций.

А Сибирь продолжает осваиваться. Но уже не только лишь одними казаками. Строятся новые города. Обустраиваются гарнизоны регулярной армии.

Огромную роль в освоении сибирских земель начинают играть поселения староверов, ушедших от цивилизации в далекую глушь, рубящих тайгу, распахивающих и засеивающих поля, разводящих домашний скот.

Кстати, плотность населения в Сибири в среднем на 1 января 2023 года:

Красноярский край - 1,2 человека на кв километр

Хабаровский край - 1,63 человека на кв километр.

Бурятия - 2,78 человека на кв километр

Омская область - 12,98 человек на кв километр

Новосибирская область - 15,72 человек на кв километр

Так что, при желании, есть еще что заселять и осваивать, но только при разумном отношении к окружающему миру.

Но об этом в другой раз. Пока эту тему считаю закрытой.

Завтра продолжу цикл своих чеченских рассказов, часть которых пересекается с циклом о Сибири в части духа наших людей, но и о малодушии тоже выскажу свое мнение.

Уважаемые читатели, если считаете для себя возможным поддержать мой канал, подпишитесь, а потом поставьте лайк или напишите комментарий, ибо Дзен не будет продвигать канал, если лайк поставлен без подписки.

Кстати, как Вам история об освоении Сибири?