Раньше думалось, что внедрению новых устройств и систем в автомобили, являющиеся, как известно, источниками повышенной опасности, а не просто транспортными средствами, предшествуют серьезные исследования и испытания. Но, как выясняется теперь, отнюдь не всегда! Вот, например, только ленивый не задавался вопросом: почему это, если болтать по телефону на ходу опасно и потому запрещено, то лазить по меню тач-скринов в поисках включения подогрева пятой точки не страшно? Вопрос-то очевидный, но почему-то конкретный и научный ответ на него появился только сейчас, когда эти экраны стали уже золотым стандартом оснащения любой приличной тачки. Тем более, дорогой, мощной и скоростной.
Ну, вы уже поняли, к чему мы клоним. Ниже пойдут свежеполученные британским НИИ безопасности движения TRL цифры.
Итак. Управление тач-скрином в автомобиле увеличивает время реакции на происходящее вокруг на 57%! Для сравнения: управление авто под каннабисом приводит к замедлению реакции на 21%, возня с мобильником и разговор по нему – на 46 процентов. Между тем два последних деяния наказуемы, а первое, по сути, поощряемо автопроизводителями, не оставляющими водителю выбора.
Исследователи получили и другие любопытные данные. Например, выбор нужной песни через тач-скрин длился в среднем свыше 20 секунд и намного увеличивал время реакции испытуемых. Сколько машина проедет за это время, посчитайте сами, для этого британские ученые не нужны.
Но, может быть, такое прямо запрещено ПДД? Смотрим, например, немецкое уложение StVO, §23, пункт 1а: "Управляющий автомобилем водитель может использовать прибор для коммуникации, информации или организации только, если при этом не требуется брать его в руки или держать в руках и если управление им или использование его требует лишь краткого, соответствующего условиям движения, видимости и погодным условиям времени отвлечения взгляда от дороги». Точка. Бортовой тач-скрин вы в руки не берете и не держите в них, понятие «соответствующего условиям времени» не расшифровывается. Стало быть, ничего не нарушаете!
И вот, одна из последних коллизий. Суд в Карлсруэ рассматривал ДТП с автомобилем Тесла, водитель которого в дождь пытался с помощью тач-скрина (а иначе и невозможно!) увеличить скорость движения дворников. В итоге въехал в группу деревьев. Его лишили прав на месяц и взыскали штраф. При этом в возложении даже части вины на изготовителя авто было отказано.
Да, а что же предпочитают сами водители? Тут тоже есть любопытные данные. Старое управление рычажками и кнопочками предпочитают 37%, комбинацию старых и новых методов – 22% и новомодные тач-скрины плюс голосовое или жестовое управление – 16% и, наконец, только голосовое – еще 10%.
А какие же именно функции, по мнению опрошенных водителей, следует обязательно сохранить за кнопочками-крутилками? Это открывание окон, климат-контроль и громкость звука. Почему даже не голосом? Да тупые они, эти системы, «моя-твоя не понимай» был ответ.
Интересно в этой связи еще вот что. Принудительную электрификацию хотя бы оправдывают заботой о климате, что дает право политикам пренебречь желанием большинства. Но тут-то климат и экология ни при чем! А кто при чем? Крупные автоконцерны? Ах, да, это же демократия, понимать надо...