Найти тему
ЦДМ на Лубянке

Магия сказки. Как сказки влияют на развитие ребенка?

Оглавление

Когда мы хотим развлечь ребенка — рассказываем ему сказку. Когда хотим отвлечь ребенка от того, что его расстроило, рассказываем ему сказку. Когда хотим научить ребенка добру — рассказываем сказку. Когда хотим объяснить сложное явление в жизни….правильно — рассказываем сказку! Сказки — лучшие друзья и незаменимые воспитатели наших детей. А в психологии даже есть отдельный вид психотерапии — сказкотерапия (кстати, она подходит и взрослым). В общем, психологи единодушны: сказки разные нужны, сказки разные важны. Они сказочно полезны и для эмоциональной сферы, и для когнитивного развития. Конечно, речь о подходящих сказках, но тут мы верим в ваше родительское чутье — плохому не научите, научите только хорошему. Чему именно — рассказываем.

5 причин читать и рассказывать детям сказки

Чтение книг, в том числе сказок, развивает любознательность. А это очень важно для получения новых знаний. Если ребенку неинтересно, он с трудом поддается обучению, это вы и сами знаете. Да и привитая с детства любовь к чтению очень помогает в учебе в школьные годы и дальше. Но это, как говорится, только присказка, роль сказок в жизни гораздо шире.

  1. Расширяют кругозор. В сюжетах встречаются разные герои, жизненные ситуации, культурные коды. Когда мы читаем малышу сказки разных народов, он начинает узнавать о быте, привычках, верованиях и традициях людей из разных уголков мира.
  2. Развивают эмоциональный интеллект. Дети очень ярко сопереживают любимым героям. Вместе с ними они проходят разные ситуации: радуются долгожданным встречам, пугаются злых волшебников, обижаются на предателей и испытывают благодарность к тем, кто помогает. Сказки развивают эмпатию и помогают детям лучше понять и свои чувства тоже, познакомиться со всеми ними.
  3. Помогают развивать когнитивную сферу. Развитие речи, памяти, логического мышления, воображения — все это тоже про сказки. Всех героев надо запомнить, сюжет отследить и понять, представить каждую ситуацию и каждого персонажа. Та еще работенка для мозгов!
  4. Учат добру. Разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо, можно только на примерах. Сказочные герои просты и понятны детям. Их качества обычно доведены до предела: абсолютная доброта или зло, храбрость или трусость. При этом они живут понятными жизнями: спят, едят, гуляют, дружат, это делает их еще ближе к детскому миру. В общем, сказка ложь — да в ней намек. Читая сказки, мы можем обсудить с ребенком, что герои сделали неправильно, а за что их стоит похвалить.
  5. Помогают поверить в свои силы и почувствовать себя частью своей культуры. Психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, который написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», утверждал, что сказки дают ребенку некий импульс сопричастности, когда знакомят его с культурным наследием всего человечества. А еще сказки демонстрируют, что практически любую ситуацию можно преодолеть и, как правило, если потрудиться — можно добиться желаемого в жизни.

Но это еще не все. У разных сказок есть дополнительные назначения.

Сказки с картинками помогают втянуться в процесс. Для понимания маленьким детям важно опираться на изображение, а не на одно описание. Поэтому сказки для них должны быть с картинками, так им проще отследить действие. А еще сказки с иллюстрациями известных художников развивают визуальную насмотренность.

Сказки с повторяющимися речевыми элементами, «музыкальными» текстами и рифмами способствуют развитию речи малыша, который с радостью повторяет слова и стишки: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел…».

Народные сказки помогают познакомиться с родным культурным кодом. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Горыныч и Иван и Василиса Прекрасная — герои, которые дают ребенку некий архаичный слепок нашего мира и помогают лучше его понять.

Сказки других народов актуальны, начиная с 7-9 лет. Именно в таком возрасте ребенок уже может сравнить бытовые условия, привычки и социальные взаимоотношения у себя на родине и в других краях.

15 сказок на все времена

Вдохновились и думаете, что почитать вечером с детьми? Вот список, который поможет:

  1. Золушка. Ш. Перро
  2. Кот в сапогах. Ш. Перро
  3. Руслан и Людмила. А. С. Пушкин
  4. Сказка о Царе Салтане. А. С. Пушкин
  5. Снежная Королева. Г. Х. Андерсен
  6. Дюймовочка. Г. Х. Андерсон
  7. Маугли. Р. Киплинг
  8. Аленький цветочек. С.Т. Аксаков
  9. Маленький принц. А. де Сент-Экзюпери
  10. Приключения Незнайки и его друзей. Н.Н. Носов
  11. Алиса в зазеркалье. Л. Кэрролл
  12. Приключения Чиполлино. Д. Родари
  13. Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм
  14. Волшебник Изумрудного города. А. Волков
  15. Малыш и Карлсон. А. Линдгрен

А после чтения можно и поговорить, и поиграть, и еще поразвиваться!

Три «сказочных» идеи для детского развития:

  • Обсуждайте сказки с детьми. 10-ти минутное обсуждение прочитанной сказки и основной мысли или мудрости, которая в ней заложена, очень помогает в воспитательном процессе. Придумывайте загадки по прочитанной сказке, играйте в игры с ее сюжетом.
  • Используйте сказки, если вам предстоит непростая беседа с ребенком. Объяснить ребенку предательство, смерть, расставание, болезнь и прочие неприятные стороны жизни проще через сказку. Впрочем, приятные тоже — например, любовь и преданную дружбу.
  • Используйте сюжеты сказок, занимаясь творчеством. Порисуйте и полепите сказочных героев, предложите ребенку самому развить сюжет в другом направлении, поставьте песни из любимых сказок и выучите стихотворные отрывки. А еще делайте домашние постановки и посещайте «сказочные» мероприятия: спектакли, мюзиклы, балет и т.п.

Кстати, по-настоящему сказочные мероприятия ждут вас с детьми в марте в Главном Детскому Клубе ЦДМ на Лубянке.

11 марта в 15.00 — ЦВЕТНОЕ ПЕСОЧНОЕ ШОУ С ЖИВОЙ МУЗЫКОЙ «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ». На огромном экране за несколько мгновений рождаются песочные картины с сюжетом любимой сказки Пушкина. Действо происходит под музыкальное сопровождение инструментального дуэта домра и балалайка солистов Государственного академического народного ансамбля «Россия» имени Л.Г Зыкиной.

18 марта в 15.00 — МЮЗИКЛ «НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ», МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ. Спектакль по мотивам всеми любимых рассказов Николая Носова о Незнайке. В основе постановки — хиты, созданные легендарным творческим тандемом Юрия Энтина и Марка Минкова.

25 марта 15.00 — МЮЗИКЛ «НЕЗАБУДКА», МОСКОНЦЕРТ. История о Нарциссе, гордой Розе, меланхоличной Фиалке и других персонажах цветочного мира, которые узнают о ценности дружбы и становятся мудрее на наших глазах.

26 марта в 15.00 — «СКАЗКИ НА ПЛЕНКЕ», СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДИАФИЛЬМЫ. Будем смотреть напрасно забытые диафильмы на больших плазменных экранах вместе с музеем «Диафильм онлайн», а юные актеры лучших театральных школ Москвы прочитают любимые произведения А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и Рыбке», «Лукоморье».

Пишите в комментариях, на какой спектакль вы хотели бы попасть? Ждем вас в гости за самыми сказочными эмоциями!

Сказки
3041 интересуется