Когда мы хотим развлечь ребенка — рассказываем ему сказку. Когда хотим отвлечь ребенка от того, что его расстроило, рассказываем ему сказку. Когда хотим научить ребенка добру — рассказываем сказку. Когда хотим объяснить сложное явление в жизни….правильно — рассказываем сказку! Сказки — лучшие друзья и незаменимые воспитатели наших детей. А в психологии даже есть отдельный вид психотерапии — сказкотерапия (кстати, она подходит и взрослым). В общем, психологи единодушны: сказки разные нужны, сказки разные важны. Они сказочно полезны и для эмоциональной сферы, и для когнитивного развития. Конечно, речь о подходящих сказках, но тут мы верим в ваше родительское чутье — плохому не научите, научите только хорошему. Чему именно — рассказываем.
5 причин читать и рассказывать детям сказки
Чтение книг, в том числе сказок, развивает любознательность. А это очень важно для получения новых знаний. Если ребенку неинтересно, он с трудом поддается обучению, это вы и сами знаете. Да и привитая с детства любовь к чтению очень помогает в учебе в школьные годы и дальше. Но это, как говорится, только присказка, роль сказок в жизни гораздо шире.
- Расширяют кругозор. В сюжетах встречаются разные герои, жизненные ситуации, культурные коды. Когда мы читаем малышу сказки разных народов, он начинает узнавать о быте, привычках, верованиях и традициях людей из разных уголков мира.
- Развивают эмоциональный интеллект. Дети очень ярко сопереживают любимым героям. Вместе с ними они проходят разные ситуации: радуются долгожданным встречам, пугаются злых волшебников, обижаются на предателей и испытывают благодарность к тем, кто помогает. Сказки развивают эмпатию и помогают детям лучше понять и свои чувства тоже, познакомиться со всеми ними.
- Помогают развивать когнитивную сферу. Развитие речи, памяти, логического мышления, воображения — все это тоже про сказки. Всех героев надо запомнить, сюжет отследить и понять, представить каждую ситуацию и каждого персонажа. Та еще работенка для мозгов!
- Учат добру. Разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо, можно только на примерах. Сказочные герои просты и понятны детям. Их качества обычно доведены до предела: абсолютная доброта или зло, храбрость или трусость. При этом они живут понятными жизнями: спят, едят, гуляют, дружат, это делает их еще ближе к детскому миру. В общем, сказка ложь — да в ней намек. Читая сказки, мы можем обсудить с ребенком, что герои сделали неправильно, а за что их стоит похвалить.
- Помогают поверить в свои силы и почувствовать себя частью своей культуры. Психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, который написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», утверждал, что сказки дают ребенку некий импульс сопричастности, когда знакомят его с культурным наследием всего человечества. А еще сказки демонстрируют, что практически любую ситуацию можно преодолеть и, как правило, если потрудиться — можно добиться желаемого в жизни.
Но это еще не все. У разных сказок есть дополнительные назначения.
Сказки с картинками помогают втянуться в процесс. Для понимания маленьким детям важно опираться на изображение, а не на одно описание. Поэтому сказки для них должны быть с картинками, так им проще отследить действие. А еще сказки с иллюстрациями известных художников развивают визуальную насмотренность.
Сказки с повторяющимися речевыми элементами, «музыкальными» текстами и рифмами способствуют развитию речи малыша, который с радостью повторяет слова и стишки: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел…».
Народные сказки помогают познакомиться с родным культурным кодом. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Горыныч и Иван и Василиса Прекрасная — герои, которые дают ребенку некий архаичный слепок нашего мира и помогают лучше его понять.
Сказки других народов актуальны, начиная с 7-9 лет. Именно в таком возрасте ребенок уже может сравнить бытовые условия, привычки и социальные взаимоотношения у себя на родине и в других краях.
15 сказок на все времена
Вдохновились и думаете, что почитать вечером с детьми? Вот список, который поможет:
- Золушка. Ш. Перро
- Кот в сапогах. Ш. Перро
- Руслан и Людмила. А. С. Пушкин
- Сказка о Царе Салтане. А. С. Пушкин
- Снежная Королева. Г. Х. Андерсен
- Дюймовочка. Г. Х. Андерсон
- Маугли. Р. Киплинг
- Аленький цветочек. С.Т. Аксаков
- Маленький принц. А. де Сент-Экзюпери
- Приключения Незнайки и его друзей. Н.Н. Носов
- Алиса в зазеркалье. Л. Кэрролл
- Приключения Чиполлино. Д. Родари
- Белоснежка и семь гномов. Братья Гримм
- Волшебник Изумрудного города. А. Волков
- Малыш и Карлсон. А. Линдгрен
А после чтения можно и поговорить, и поиграть, и еще поразвиваться!
Три «сказочных» идеи для детского развития:
- Обсуждайте сказки с детьми. 10-ти минутное обсуждение прочитанной сказки и основной мысли или мудрости, которая в ней заложена, очень помогает в воспитательном процессе. Придумывайте загадки по прочитанной сказке, играйте в игры с ее сюжетом.
- Используйте сказки, если вам предстоит непростая беседа с ребенком. Объяснить ребенку предательство, смерть, расставание, болезнь и прочие неприятные стороны жизни проще через сказку. Впрочем, приятные тоже — например, любовь и преданную дружбу.
- Используйте сюжеты сказок, занимаясь творчеством. Порисуйте и полепите сказочных героев, предложите ребенку самому развить сюжет в другом направлении, поставьте песни из любимых сказок и выучите стихотворные отрывки. А еще делайте домашние постановки и посещайте «сказочные» мероприятия: спектакли, мюзиклы, балет и т.п.
Кстати, по-настоящему сказочные мероприятия ждут вас с детьми в марте в Главном Детскому Клубе ЦДМ на Лубянке.
11 марта в 15.00 — ЦВЕТНОЕ ПЕСОЧНОЕ ШОУ С ЖИВОЙ МУЗЫКОЙ «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ». На огромном экране за несколько мгновений рождаются песочные картины с сюжетом любимой сказки Пушкина. Действо происходит под музыкальное сопровождение инструментального дуэта домра и балалайка солистов Государственного академического народного ансамбля «Россия» имени Л.Г Зыкиной.
18 марта в 15.00 — МЮЗИКЛ «НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ», МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ. Спектакль по мотивам всеми любимых рассказов Николая Носова о Незнайке. В основе постановки — хиты, созданные легендарным творческим тандемом Юрия Энтина и Марка Минкова.
25 марта 15.00 — МЮЗИКЛ «НЕЗАБУДКА», МОСКОНЦЕРТ. История о Нарциссе, гордой Розе, меланхоличной Фиалке и других персонажах цветочного мира, которые узнают о ценности дружбы и становятся мудрее на наших глазах.
26 марта в 15.00 — «СКАЗКИ НА ПЛЕНКЕ», СМОТРИМ И ЧИТАЕМ ДИАФИЛЬМЫ. Будем смотреть напрасно забытые диафильмы на больших плазменных экранах вместе с музеем «Диафильм онлайн», а юные актеры лучших театральных школ Москвы прочитают любимые произведения А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и Рыбке», «Лукоморье».
Пишите в комментариях, на какой спектакль вы хотели бы попасть? Ждем вас в гости за самыми сказочными эмоциями!