В этой статье речь о внутриличностном конфликте и технике, цели которой - лучше узнать себя и достичь более гармоничного состояния при дальнейшей работе. В следующей статье опишу пример из практики с позволения клиента.
И для его разрешение первым шагом является развитие во время консультации навыка конструктивного далога в внутрипсихической реальности.
Диалога с кем? С самим собой. Человеческая личность диалогична.
Так как у человека есть самосознание, то он может осознавать себя, быть выше своего сознания, достигать мета-уровня, надсознания. И из этой точки анализировать диалог субличностей внутри себя.
В разных парадигмах психологии эти субличности рассматриваются в разных вариациях, взаимосвязях, системах.
Например, у Юнга - это архетипы, у Фрейда - ОНО, Я, Сверх-Я, у Перлза - "собака сверху", "собака снизу", в транзактном анализе: Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый, Внутренний Родитель, которые можно и больше детализировать на дополнительные эго-состояния и т.д.
При этом для решения какой-то проблемы на начальном этапе желательно, чтобы человек понимал именно свои субличности, которые взаимодополняют или взаимоконфликтуют друг с другом. И, если для этого необходимо построение собственной схемы, а не опора на одну из созданных, то следующая техника поспособствует этому и поможет выстроить диалог между субличностями.
Цели практики: выявление более приоритетных мотивов и ценностей субличностей.
При этом важно заметить, что мотивы субличностей часто и не плохие, и не хорошие, но способ реализации может быть сомнительный.
1. Составьте список всех относительно осознаваемых субличностей. То есть каждой субличности даётся название, которые Вы захотите
2. Для каждой субличности опишите краткую историю ее возникновения и развития, ее особенностей проявления, например, в каких ситуациях она актуализируется.
3. Каждой присвойте какой-нибудь символ, фигуру, цвет. Круг, квадрат, треугольник, зиг-заг, ромб, прямоугольник и т.д.
4. Нарисуйте круг. Размер зависит от количества субличностей, которое Вы хотите туда поместить. И внутри этого круга изобразите Ваши субличности. На таком расстоянии, как Вам удобно. Они могут касаться друг друга или быть далеко друг от друга, объединяться и пересекаться.
5. Каждой субличности присвойте субъективно по Вашим ощущениям ее силу от 1 до 10. Как же определяется сила? Через Ваше чувство эмоциональной значимости этой субличности. Кроме того на этом этапе знакомство углубляется. Выписываются те потребности и мотивы, которые стоят за каждой субличностью.
Желательно не переходить далее к чтению следующих пунктов, пока не проделана работа с 1 по 5 пункты. При самостоятельном выполнении техники без помощи психолога этот самоанализ может длиться чуть дольше и возможно понадобится некоторое время на появление ощущения уверенности в правильном написании этих пунктов.
6. В этой схеме выбираются пары наиболее взаимодополняющих субличностей и взаимоконфликтующих. То есть Вы определяется, как будете графически изображать связь таких пар. Для первых это может быть, например один цвет и одна форма, например, желтая пунктирная линия, для вторых - другие, как вариант сплошная красная.
7. Выстраивается диалог между наиболее конфликтующими субличностями. Этот диалог желательно проговаривать вслух и при наличии внешнего наблюдателя или специалиста. в этом случае включается принцип Другого, при котором сложнее обмануться, нежели продолжая несистемный внутренний разговор. Кроме того психолог поможет и провести этот диалог, иногда занимая позицию той или иной субличности.
При этом включаются и элементы символдрамы, и порой возникает эффект изменения поведения, артикуляции, эмоций при смене актуальной на момент говорения фразы из того или иного эго-состояния, если практика реализуется верно.
Для большей эффективности она может проделываться при использовании трансовых методов. Программа проведения подбирается индивидуально и поиск ответов в рамках гипноза может происходить как до 1ого пункта этой техники, так и во время любого из них, так и после 8 для анализа полученных результатов на уровне бессознательного.
При необходимости роль каждой субличности может быть выбрана участниками группы, если они готовы и подходят для этих реализаций. Тогда здесь уже имеет место практика расстановок.
8. Диалог ведется до точки самого последнего аргумента. Если представите колоду карт, где каждая последующая кроет предыдущую, то верхний довод, против которого не будет контрдовода у второй конфликтующей субличности, и является элементов побеждающей субличности. Диалог обычно погружает всё глубже и глубже в систему мотивов и самый глубинный будет одним из последних.
9. После реализации этих пунктов дальнейшая работа идет при желании над установлением внутренних компромиссов, режимов сотрудничества, поиском ресурсов для этих процессов и тех факторов, которые этому препятствуют.
Таким образом эта техника способствует повышению уровня осознанности, достижению мета-уровня, то есть самотрансцендентности, выходу за привычные пределы сознания, самоанализу, определению доминирующей на данный момент субличности. Становится более заметен дисбаланс, устранение которого может быть целью дальнейшей работы Есть ли эффект от терапии?
Подписаться на мои публикации можете здесь
Кризисный, клинический, семейный, перинатальный психолог, гипнолог. Коуч, бизнес-консультант. Интегративный подход - совмещение многих подходов, в т.ч. КПТ, транзактный анализ. Степанова Ксения Владимировна. 89873797639
Автор: Степанова Ксения Владимировна
Психолог, 5 квалификаций
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru