Найти в Дзене

Об исторических аллюзиях

Самой интересным из всей бурной прошедшей недели стало для меня расследование Financial Times о том, что творится в голове президента, и особенно высказывание Лаврова о том, что, оказывается, у Путина только три советника – Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая

Соединить этих исторических персонажей в один образ очень сложно, настолько они различны: первый сделал, наверное, больше, чем кто либо, для увековечивания татаро-монгольского наследия в политической культуре Московского государства. Вторые двое сделали, напротив, более, чем кто либо, для того, чтобы вывести страну из азиатчины, в которую она погрузилась за полтысячелетия до них.

Последнее, в свою очередь, было результатом политического выбора Александра Невского, который рассуждал как нормальный человек Средневековья: с точки зрения сохранения веры отдаться татарам было, видимо, правильным выбором. С точки зрения политической, напротив, полной катастрофой. В итоге столетий ига страна вышла сохранившей православие, но с мутировавшей государственностью, после чего все пошло наперекосяк, пока Петр не совершил свой поворот на Запад. Всему, что создала Россия и что мы называем сегодня «русской культурой», мы обязаны Петру.

Путин может считать себя последователем Петра, но, может быть, даже бессознательно, он имитирует Александра Невского, который совершил свой, как оказалось, неверный выбор совсем в иное время и совсем с иными интенциями. От этого выбор Путина становится еще более ошибочным. Но мир изменился. Трудно представить себе, чтобы современная молодежь, хоть до одури корми ее патриотической пропагандой, выбрала совок, отказавшись от Запада, который по сути и равен таким понятиям, как культура, комфорт и modernity. Все-таки сегодня семидесятилетний автократ не может совершить исторический выбор за целую страну. Скорее, он реализует последние фантазии своего уходящего в прошлое своего бесславного поколения исторических лузеров.

Евгений ДОБРЕНКО