Мы покидаем вокзал города Луга и движемся в сторону Пскова по бывшей Петербурго-Варшавской, или просто Варшавской железной дороге, построенной по указу Николая Первого в период между 1852 и 1862 годами. Участок Луга – Псков был введён в эксплуатацию 22 февраля 1859 года.
147 км (Смерди)
Следующий пункт, мимо которого проходит наш поезд, — это платформа 147-й километр, рядом с которой расположена деревня Смерди, известная с конца 18 века. Считается, что её название произошло от слова «смерды», то есть простолюдины.
В начале 19 века деревня принадлежала флотскому лейтенанту Павлу Ротгофу, а в конце этого же века, в усадьбе помещика Павлова несколько раз гостил внук Николая Первого, Великий князь Константин Константинович Романов, известный в литературных кругах того времени под псевдонимом «К.Р.»
Его произведения высоко ценили Майков, Фет, Достоевский и Полонский, а Чайковский и Глазунов написали несколько романсов на его стихи. Деревне Смерди К.Р. посвятил несколько своих стихотворений, а её название часто упоминается в его дневниках:
«Я с грустью думаю о необходимости покинуть приветливые Смерди и сочинил по этому поводу четыре стиха…»
151 км (Ильжо)
Исконное историческое название остановочного пункта 151-ый километр — платформа Фан-дер-Флит. Названа она так была в честь семьи известных российских меценатов конца 19 – начала 20 веков. Удивительно, но это несоветское название просуществовало до 1951 года. Затем платформа была переименована в Калгановку по имени деревни, в которой ныне находится конный завод Калгановский, а в 2005-м году ей присвоено безымянное нынешнее название.
Сегодня ближайшим населённым пунктом к платформе является деревня Ильжо с остатками старинной усадьбы, о которой стоит рассказать подробнее. Живописные окрестности Ильженского озера всегда привлекали в эти места не только дачников, но и художников. Так в 1872 году в этой усадьбе, которая тогда принадлежала местной помещице Марии Александровне Снарской, проживали три великих русских живописца: Иван Крамской, Константин Савицкий и Иван Шишкин.
Крамской работал здесь над своей знаменитой картиной «Христос в пустыне», а Шишкин писал не менее знаменитую «Лесную глушь». Позднее усадьбу купила семья Фан-дер-Флитов, в честь которых и была названа ближайшая железнодорожная станция.
Серебрянка
На подъезде к станции Серебрянка слева по ходу движения поезда можно рассмотреть развалины бывшей деревни Пятилетка. До революции здесь находилось богатое поместье, которое в 1930-х годах было превращено в Дом отдыха трудящихся имени Второй Пятилетки.
Но во время фашистской оккупации бывший владелец поместья вернулся и попытался установить в деревне старые порядки. Когда же немецкие войска стали отступать от Ленинграда, он в одиннадцати товарных вагонах вывез в Германию всё своё хозяйство, включая кирпичи построек и даже молодые саженцы деревьев. Сегодня здесь осталось лишь несколько развалившихся построек.
Станция Серебрянка прославилась во время солнечного затмения, которое произошло 17 апреля 1912 года. Именно отсюда за ним наблюдать было интереснее всего: Луна полностью закрыла солнечный диск. Ради этого зрелища из Петербурга в Серебрянку на специальных поездах приехало более двух тысяч горожан и даже группа профессиональных астрономов из Пулковской обсерватории. И хотя затмение продолжалось всего 37 секунд, наблюдатели, по свидетельствам очевидцев, встретили его криками «Ура!» и бурными, продолжительными аплодисментами.
Лямцево
В проекте Варшавской железной дороги существование станции Лямцево не было предусмотрено. За станцией Серебрянка сразу следовала станция Плюсса, но в начале 20 века по просьбе местных жителей рядом с деревней Лямцево построили железнодорожную платформу, которая первоначально называлась Смычка.
Станция обслуживала торфоразработки. Здесь торф с узкоколейки перегружали в грузовые составы, которые далее следовали на Псков и Лугу.
Раньше Лямцево было крупным селом, в котором действовали почта, магазин, баня и медпункт. Но с прекращением добычи торфа, посёлок пришёл в запустение, и теперь здесь живёт всего десять человек постоянных жителей, а в домах нет не только отопления, но даже холодной воды.
Плюсса
Первоначально станция Плюсса, построенная в 1859 году, именовалась Симоновская, по названию ближайшей к ней деревни Симоново, но уже восемь лет спустя получила своё нынешнее имя. Станция находится в одноимённом рабочем посёлке городского типа.
Посёлок Плюсса является административным центром Плюсского района. Проживает в нём две с половиной тысячи человек. До Пскова отсюда остаётся всего 90 километров. Посёлок расположен на реке Плюсса, которая относится к бассейну реки Нарва.
Плюсский край имеет любопытную историю. В восьмом веке здесь появились новые славянские племена — ильменские словене. После них остались в этих краях многочисленные курганы и могильники, которые сегодня являются археологическими памятниками. Однако первое письменное упоминание о поселении Плюсо относится лишь к 1572 году, когда царь Иван Грозный пожаловал данную местность некой вдове Василисе Нащокиной. Её имение находилось на территории сегодняшней Плюссы и простиралось до деревень Курея и Погорелово.
После строительства Варшавской железной дороги места вокруг Плюссы стали популярны среди мелкого дворянства и помещиков. В этих краях возникло огромное количество дач и усадеб, которые сдавались на летнее время в наём жителям Петербурга. В одном из таких дачных имений шесть летних сезонов провёл великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Струги Красные
Интересно, что до 1919 года Струги Красные были Стругами Белыми. Но политическая повестка Гражданской войны внесла свои коррективы в топографию, и Струги из Белых превратились в Красные. Считается, что к переименованию Белых Струг в Красные приложил руку сам Владимир Ильич Ленин. Когда ему доложили, что станция Струги Белые отбита у белых окончательно, он воскликнул: «Так почему же они всё ещё белые?! Немедленно переименовать в Красные!»
Изначально станция называлась просто Белая, но из-за наличия множества других станций такого же наименования, которое приводило к путанице с доставкой грузов, к её названию в 1905 году было добавлено слово Струги, по имени ближайшей деревни.
Стругами назывались плоскодонные гребные судна, которые использовались для перевозки различных грузов ещё с древних времён. Изготовлением таких судов и занималось в основном местное население. Плюсские струги были известны не только на местных реках — Ситне, Курее и Люте, — но и на Чудском озере и озере Ильмень.
В деревнях Щир и Княжицы до сих пор бытуют предания о том, что новгородский князь Александр Невский свои боевые струги строил именно здесь, у местных мастеров. Богатая корабельным лесом местность особенно стала востребована при Петре Первом, который вывозил отсюда лес для строительства первых кораблей русского флота. А в «Полном географическом описании губерний нашего Отечества», которое было выпущено в 1897 году, говорится, что станция Белая была одним из главных поставщиков печного топлива для Петербурга. Ежегодно отсюда в столицу отправлялось 240 тысяч пудов дров.
В советское время Струги Красные стали модным дачным посёлком. Здесь отдыхал, например, известный советский писатель Юрий Николаевич Тынянов, а также Михаил Михайлович Пришвин, который любил охотиться в здешних местах. Художник и архитектор Борис Александрович Смирнов написал здесь акварели «Вечер в деревне», «Амбар» и «Старая баня».
Владимирский лагерь
На месте нынешней станции Владимирский лагерь некогда стояла деревня Леоново, которая относилась к Яблонецкой волости Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. Владел ею отставной капитан Юлиан Иванович Броневский, а затем его сын Леон Юлианович. В 1894 году здесь была открыта железнодорожная станция, которая так и называлась первоначально — Броневская.
Но 12 мая 1903 года тихая жизнь Леоново-Броневской закончилась. Именно в этот день Николай Второй подписал указ об устройстве в этих местах артиллерийского полигона. Полигон был назван Владимирским, в честь Великого князя Владимира, который в то время был главнокомандующим Петербургским военным округом. Точь-в-точь, как в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», жизнь в Леоново с приходом военных мгновенно преобразилась. Летом здесь базировалось около 20 тысяч человек. Вслед за ними сюда стали перебираться и местные жители из Стругов Белых. А станцию Броневская переименовали в станцию Владимирский лагерь. Просто удивительно, что это название дошло без изменения до наших дней.
В 1915-17 годах в окрестностях станции Струги Белые жил будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. На берегу Щирского озера находилась дача художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского. В 1905 году он написал здесь портрет известного московского коллекционера Ивана Евменьевича Цветкова на фоне Крукшиной губы Щирского озера и сделал на ней надпись: «Струги Белые, царские шатры». Эта картина сегодня хранится в Саратовском музее искусств.
Новоселье
В 1918 году на станции Новоселье располагался штаб Красной армии, которая сдерживала продвижение немецких войск на Петроград. Наступательная операция «Фаустшлаг» войск Германской и Австро-Венгерской армий стала последним крупным столкновением на Восточном фронте Первой мировой войны.
После революции и начинающейся Гражданской войны в России русские войска не могли оказать должного сопротивления немецкой армии. Немецкий генерал Гофман написал в своем дневнике:
«Мне ещё никогда не доводилось видеть такой нелепой и лёгкой войны. Сажаешь на поезд горстку пехоты с пулеметами и одной пушкой и едешь до следующей станции. Берёшь вокзал, арестовываешь большевиков, сажаешь на поезд ещё солдат и едешь дальше. Этот процесс доставляет сплошное удовольствие».
В этих условиях 3 марта 1918 года советская власть подписала так называемый Брестский мир. В результате этого документа Россия теряла огромные территории в Прибалтике, Белоруссии и Украине, но спасала Петроград. Именно тогда столицу было решено перенести в Москву. Советское правительство отказалось от всех прав на Украину и Крым, которые были немедленно захвачены немецкими войсками.
В результате этой неразберихи станция Новоселье, как и соседняя с ней станция Струги, многократно переходили из одних рук в другие. Красных на некоторое время отсюда вытеснил белый атаман Булак-Балахович, который при поддержке шведских добровольцев принялся вешать и расстреливать всех, кто сотрудничал с коммунистами. Булак-Балахович — фигура достаточно интересная и неоднозначная. Ротмистр царской армии, он сначала сотрудничал с большевиками, но потом переметнулся на сторону белых.
Молоди — 246 км (Палицы)
Молоди — одна из тех самых 99 деревень и посёлков, которые входят в состав Новосельской волости. Слово «молоди» означает молодой лес, который вырос на старом пожарище. Об этой экологической катастрофе, произошедшей в стародавние времена, напоминают названия и соседних деревень: Погорелка, Зажогино, Пожары, Жеглицы, Загарье…
К таким же топонимам относится и слово «палицы», именно так называется деревня рядом с платформой 246-й километр, мимо которой вскоре проследует наш поезд. С одной стороны, палица — это древнее оружие, деревянная дубина, обитая железом, а с другой — местность, спалённая пожаром.
Следующим пунктом на нашем пути будет станция Торошино, которая имеет интересную историю.
Торошино
В августе 1903 года по дороге в Псков, где проходили большие военные манёвры, станцию Торошино посетили император Николай Второй c императрицей Александрой Федоровной. Газета «Правительственный вестник» писала по этому поводу: «4 августа на станции Торошино в восемь часов утра в вагоне-салоне Императорского поезда депутация от псковского земства имела счастье поднести Его Величеству хлеб-соль». В память об этом событии Торошинскую волость переименовали в Романовскую, но после Февральской революции ей вернули старое название.
В нескольких километрах к северу от станции Торошино действует Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь, основанный в 1455 году афонским монахом, Саввой Крыпецким. В начале 20 века Крыпецкий монастырь считался одним из богатейших в России, но в 1918 году его закрыли большевики, а все ценности были вывезены в неизвестном направлении. В помещениях монастыря устроили скотный двор и конюшню. Сегодня жизнь в монастыре возрождается, здесь живёт около сорока монахов и пятидесяти трудников. А в деревне Торошино в качестве подворья Крыпецкого монастыря построен новый каменный храм святителя Николая.
Любятово-Псков
А наш поезд приближается к конечной точке маршрута, станции Псков. Но прежде он проследует мимо станции Любятово, которая находится уже в черте города. Большинство пассажиров, конечно же, прекрасно знают историю Пскова, но, возможно, и для них у нас найдётся несколько любопытных фактов, о которых они ещё не слышали. А пока — немного официальной информации.
Псков расположен на обоих берегах реки Великой, при её слиянии с рекой Псковой, в 280 километрах от Петербурга и в 750-ти — от Москвы. В городе проживает около 200 тысяч человек. Памятники древнего Пскова включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Троицкий собор, Псковская крепость, Мирожский монастырь, Поганкины палаты, ряд древних церквей Пскова входят в список культурного наследия Российской Федерации.
Археологи установили, что первые поселения на месте будущего Пскова появились примерно две тысячи лет назад. Однако годом основания города считается первое упоминание о нём в исторических источниках. В 903 году нашей эры в Новгородской летописи в рассказе о князе Игоре говорится: «и приведе себе жену от Плескова, именем Олгу». В то время Плесков (он же Псков) входил в состав Киевской Руси, а в 12 веке перешёл под власть Новгорода. В конце 13 века при князе Довмонте образовалась независимая Псковская республика, которой руководило Псковское вече. К этому же времени относятся и дошедшие до нашего времени постройки Псковского кремля — Крома.
В 1859 году Псков соединили с Петербургом железной дорогой. Здесь, на станции Псков 2 марта 1917 года Николай Второй в царском поезде подписал манифест об отречении от российского престола.
С февраля по ноябрь 1918 года Псков был оккупирован германскими войсками, а с мая по август 1919 года — эстонскими национальными частями и отрядами белого атамана Булак-Балаховича.
9 июля 1941 года в Псков вошли немцы. Город находился в оккупации три года. В пригородном посёлке Кресты, который сегодня находится в городской черте, фашисты организовали концентрационный лагерь, в котором погибло 65 тысяч человек. Псков был освобождён советскими войсками 22 июля 1944 года. После освобождения Пскова в городе осталось всего 143 жителя.
Сегодня Псков является крупным промышленным и культурным центром Северо-Западного региона России, а также административным центром Псковской области.
Вот и подошла к концу наша поездка. Скоро будут новые!
Вы можете воспользоваться бесплатным аудиогидом izi.TRAVEL, чтобы совершить это путешествие вживую.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL