К 60-м годам стало понятно, что весь Советский Союз застраивается внешне очень похожими домами. Среди архитекторов, не имевших возможно делать уникальный облик для каждого здания, возникла идея создавать одно уникальное здание в каждом районе, которое будет его доминантой за счёт своего нетипичного облика. Но возможно ли строить такие дома, используя изделия типовых серий? И тогда вспомнили о монолитном железобетоне – технологии, позволяющей строить дом какой угодно формы и с практически любым архитектурным решением, от развития которой отказались в 50-е из-за бо́льшей дороговизны и бо́льшей продолжительности строительства по сравнению с панельным домостроением.
В это время для Минска Александр Белоконь разработал проект Э-187, для Москвы Евгений Стамо – 23-этажный дом, построенный на 2-м Сетуньском проезде.
В МНИИТЭПе под руководством Натана Остермана в 1968 году в общей сложности было разработано 12 типов таких зданий с разной этажностью от 20 до 40 этажей с различными монолитными ядрами в плане: квадратными, круглыми, прямоугольными, трёхгранными. Каждый проект получили своё, непохожее на остальные, решение фасадов.
Из них несколько объединили в серию II-70.
Все разработки того времени можно разделить на большие две категории:
– с монолитными несущими конструкциями (как обычно строят сейчас)
– те, в которых монолитным является только ядро в центре дома, остальные несущие – каркасные.
Проекты с монолитными несущими
27-этажный дом должен был иметь оригинальное конструктивное решение: к круглому монолитному ядро крепились консольные ригели, расходившиеся, подобно лучам солнца, из центра окружности. На эти ригели укладывались панели перекрытий трапециевидной формы. Проект не был реализован.
Этот дом-пластина должен был стоять на трёх огромных монолитных ядрах, подобно домам на ножках. Но, в отличие от последних, после 8 этажа дом как бы разорван на две части. Здесь словно повторяется уровень земли: три несущие ядра и зона отдыха для жильцов. В этом «разрыве» также должны были расположится «помещения клубного характера», а на самом верхнем этаже – домовой блок питания, детский центр, группа помещений для спорта и медицинского обслуживания. Этот необычный дом так же не реализован.
Проекты с сборным каркасом
Первоначально проектировался вместе с II-70-3 (см. далее) для экспериментального района Тропарёво, потом строительство планировалось в Кунцево, но по итогу, так же, как и предыдущие, не реализован.
И, наконец, ещё один – II-70-3 – был реализован на Большой Черкизовской улице, но по изменённому проекту. Так что, скорее всего, дом имеет другой шифр.
И это, несомненно, крайне яркий проект, заслуженно привлекающий внимание.
В 1969 году его планировали строить в Тропарёво. Параллельно проектированию этого здания шло строительство Дома нового быта на улице Шверника, спроектированного тем же Натаном Остерманом. И поэтому дом Черкизово должен был стать продолжением эксперимента. Он должен был быть домом с развитым общественным обслуживанием. В первом этаже были запроектированы просторный вестибюль, столовая, бассейн. А на эксплуатируемой крыше должна была расположится зона отдыха.
Но в 1969 году Остерман умер, Дом нового быта был передан МГУ и превращён в общежитие, а другие комплексы с развитым обслуживанием не стали реализовывать.
Но этот проект продолжили разрабатывать. Даже в 1970 году все деньги, запланированные в МНИИТЭПе на экспериментальное проектирование, были потрачены именно на него (и на II-70-4). В том же году определились с итоговым местом – в Черкизово. После чего проектирование продолжилось в Управлении по проектированию опытно-показательного жилого района, которое создавало проект застройки района Северное Чертаново.
В итоге, в первой половине 70-х строительство началось, а в 1981 году завершилось.
Первоначально сооружалось монолитное ядро.
После этого вокруг ядра монтировался каркас (из изделий КМС-101) и плиты перекрытий, разработанные специально для этого здания.
На этаже 10 квартир, большинство – двух- и трёхкомнатные с большой прихожей, местом для шкафов в коридорах и кухней-столовой, соединённой с гостиной.
Первые два этажа 26-этажного дома – в наследство от проекта Остермана – нежилые. Авторы сохранили просторный вестибюль, собственный тепловой пункт, но столовую заменили на кафе, а от бассейна пришлось отказаться.
В центре дома – в ядре – 4 скоростные лифта, мусоропроводы и лестница. Также лестницы для пожарной безопасности расположены по торцам дома.
Но в первую очередь обращают на себя внимание в этом доме лоджии, расположенные в шахматном порядке, делающие здание непохожим ни на одно другое в Москве.
Дом официально строился в качестве экспериментального. Его авторы – архитекторы Н.А. Остерман, А.В. Петрушкова, В.И. Дадья, инженеры С.И.Керштейн, Б.И. Айзик, М.М. Майнен и другие.
Можно сказать, что этот дом стал бесспорной архитектурной доминантой района. Чего и добивались архитекторы.
___________
С. Волков