Сразу оговорюсь, что постараюсь писать максимально корректно. Поскольку моё мнение о самой первой серии дзен заблокировал за язык вражды: а спустя ещё пять эпизодов не поменяло ни-че-го.
Так что придётся как-то вуалировать.
Бескомпромиссная гадость
Судя по всему, ключевым критерием при съёмкам фильма была лень. Бесконечная лень во всём – за исключением компьютерной графики, к которой я отношу и условные «цифровые ресурсы Российской империи 2023 года альтернативной реальности».
Жалкий герой
Мальчик, который играет Фандорина, симпатичный, тут спорить не буду. Симпатичный, но – не для этой роли. Поскольку оригинальный персонаж был в известной степени умён и смел, чтобы оказывать сопротивление вышестоящему начальству и вести расследования.
Перед нами же типичный... Типичное... Непонятно что перед нами, в общем.
Оно постоянно запинается, заикается, распускает слюни с соплями и рыдает. На протяжении фильма происходило мямлящее рыдание, затмившее собой все прочие сцены. Даже в условные романтические моменты всё было испорчено поведением персонажа.
Не говоря уже о нереалистичности подобного типажа в предложенных условиях. Зачем такое делать? Если хотите подмазаться к молодёжи, быть с ними на одной волне, то не вышло: слишком жалкой её пытаетесь выставить. А люди, соответствующие заявленному типажу, вряд ли будут смотреть квази-патриотический контент в антураже псевдороссийской империи.
Тряпочный царь
Хуже главного героя только Николай III, который император. О, не подумайте! По характеру с поведением он должен занимать первое место по вызываемому у зрителей отторжению, однако является персонажем второго плана, пусть и тем, вокруг которого выстраивается сюжет.
Более того, российский самодержец выставляется в откровенно невыгодном свете:
- постоянные истерики;
- бесконечная неуверенность;
- мямляние во время публичных выступлений (он на троне 15 лет, на секундочку);
- неуместные тёрки с женой;
- подростковая беготня за певицей;
- атмосфера бесконечного «Ой, всё!»
Стоит ли говорить, что в финале он отрёкся от престола и созвал учредительное собрание для реформирования империи в республику, чтобы его супругу не взорвали? Супругу, которая в прошлой серии забеременела от его личного слуги, и с которой он решил больше никогда не общаться.
Невнятный злодей
Злодеем оказался дворецкий. В смысле, гражданский министр, который находится на картиночке выше слева. Он возглавляет организацию «Азазель» и в конце взрывает новообретённую семью (со стороны невесты) Фандорина с помощью подарочного свадебного торта. После чего становится правителем России.
Иронично, что он является злодейским выходцем из школы для сверходарённых детей. В которой и набрал себе соратников. А директриса школы, ответственная за выращивание подобных уникумов, решила взорваться в кабинете – навернопотомучто.
Причём ни один другой гениальный ребёнок из школы для гениальных детей даже не думал противостоять замыслам министра. Ну, потому что... Что? Потому что школа, созданная имперской графиней, не в состоянии привить и толики патриотизма своим выпускникам? Потому что выпускники этой школы никогда не идут в государственные ведомства и не в состоянии направить свою гениальность на благо отечеству? Или что?
Технический фарс
К съёмкам у меня отдельные претензии.
Во-первых, вполне очевидно, – и об этом многие уже заявили! – что перенос в альтернативную реальность «без революции», когда в 2023 году сохраняется Российская империя, нужен был исключительно для экономии бюджетных средств. Потому что, таки, да, намного проще экономить на костюмах и декорациях, когда они у тебя сегодняшние.
Во-вторых, зачем в таком случае пытаться сохранять форму конца XIX века, если она полностью выбивается из окружающей обстановки, отдельный вопрос. Не говоря уже о сохранении тяжеловесного языка: если что, современный русский создан в результате большевистских реформ, именно поэтому мы пишем без ятей.
В-третьих, обязательно было таскать съёмочное оборудование и всякие беговые дорожки по музейным залам? По дворцам? Нет, серьёзно. У вас император XXI века, может, в таком случае, отстанете от дворца XVII и перестанете царапать казённый паркет?
Дёрганая подача материала – отдельный минус.
Чтобы вы понимали: в сериале всего шесть эпизодов, и между каждыми соседними пробел в сутки-трое-неделю. А зритель, который неделю назад смотрел предыдущую, пусть сам догадывается, что и почему перед ним сейчас разворачивается.
Не говоря уже о том, что вместе с этим внутрь одной серии напихивают неуместные флешбеки. Возможно, это сделано для динамичности и для сохранения интриги, но тут вскрывается две проблемы:
- из-за прыжков во времени теряется цельность повествования, и зритель не чувствует логических цепочек;
- «внезапные повороты» в сериале обусловлены не вновь вскрывшимися обстоятельствами, а тем, что зрителю просто не показали.
То есть, насотыляют по временной шкале. А Фандорин не умный, просто пост-фактум додумывается, как именно его обманули, «вспоминая» моменты, ранее не показанные камерой.
Взрывной торт
Жена Фандорина вместе со всей семьёй в последней серии пострадала из-за свадебного бум-торта. Повторюсь, да.
Так вот, буквально весь сюжет – такие торты. Он наполнен неадекватными сюжетными поворотами, которые не объясняются формальной логикой, но копируют наиболее простые, откровенно «детские» сценарные клише. И которые мне удавалось угадывать за несколько серий до.
Это детективный сериал? Серьёзно? Распихивание клише, которые вместо тайны создают фарс с плачущим главным героем, нелепым антагонистом и странным поведением второстепенных персонажей? А зачем?
Ужасный контент
Сериал «Фандорин. Азазель» 2023 года получает 1 балл из 10, а при Сталине бы получил высшую меру.
Роботы-постовые, аренда музейных помещений и красивая картинка, вероятно, стоили потраченных денег. Но в сочетании с сюжетом, даже они кажутся банальным способом воровства денег инвесторов, уж простите на добром слове.
Этот сериал не должен был существовать. Он не приносит ничего нового в художественном или в техническом плане. Более того, изменяет историю так, что делает фактически невозможным существование Фандорина в обновлённой вселенной по завершении дела «Азазель»
Кому смотреть?
Возможно, тем, кто отказывается добровольно давать признательные показания.
Остальным рекомендую бежать мимо. С криками.
P. S. Слушайте, ну это ведь плохо. Откровенно плохо. Зачем вообще кому-то понадобилось брать альтернативную историю и переделывать её ещё раз в альтернативную историю?
У меня руки не поднимались обзор написать: слишком устали находиться в поднятом состоянии – ведь во время просмотра стыдно было смотреть в экран не сквозь пальцы.