24 августа 1981 из Комсомольска-на-Амуре с четырёхчасовой задержкой из-за плохой погоды вылетел пассажирский авиалайнер Ан-24РВ Аэрофлота. Он направлялся в Благовещенск. На борту находились 32 человека: 5 членов экипажа и 27 пассажиров.
Среди них была 20-летняя студентка Лариса Савицкая. Она вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия. В салоне стюардесса попросила пройти их вперед, но в итоге молодожены разместились в хвосте.
Когда самолёт вошёл в зону ответственности центра воздушного движения Архара (посёлок в Амурской области), экипаж, как положено, связался с диспетчером. Последний разрешил им следовать на эшелоне 5400 метров. Ранее диспетчерам сообщили, что участок местной воздушной линии на высотах 4200-4500 метров будут периодически пересекать военные самолёты.
Практически в момент выхода экипажа Ан-24 на связь с диспетчером, с аэродрома Завитинска (город в Амурской области) вылетели два ракетоносца Ту-16К ВВС СССР. Они должны были выполнить разведку погоды. По плану им предстоял набор высоты с 4200-4500 метров до 7800-8100 метров с пересечением трассы местных воздушных линий.
Лариса Савицкая спала в своём кресле, как вдруг её разбудил сильный удар. Затем девушку обдало холодом. Она увидела перед собой расширяющуюся трещину в полу – самолёт разваливался на части прямо в воздухе. Ларису выбросило в проход, но она смогла добраться до ближайшего кресла, села и вжалась в него, не пристегнувшись. Хвостовая часть фюзеляжа, в которой находилась Лариса, имела несущие свойства и поэтому относительно медленно спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.
Савицкая потеряла сознание и очнулась только через несколько часов. Тут же она увидела перед собой тело мёртвого мужа. У девушки было сотрясение мозга, травмы позвоночника, перелом руки и рёбер и ноги. Также, она потеряла почти все зубы. Однако, Савицкая могла передвигаться и, ожидая помощи, соорудила себе подобие убежища из частей фюзеляжа. Спасатели считали что в катастрофе никто не выжил, поэтому, скорее всего, приняли машущую пролетавшим мимо самолётам Ларису за геолога. Добрались до неё они лишь на третий день.
Как выяснила комиссия по расследованию, столкновение Ан-24 и одного из Ту-16 произошло на высоте 5220 метров и в 3 километрах в стороне от воздушной трассы. Пассажирский самолёт разрушился в воздухе на несколько частей. У военного оторвались кабина и правое крыло, он рухнул на землю, взорвался и сгорел. Погиб весь экипаж Ту-16 (6 человек) и 31 человек на борту Ан-24. Лариса Савицкая оказалась единственной выжившей.
В качестве причин катастрофы были названы нечеткое взаимодействие между военными и гражданскими диспетчерами, а также неудовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинска.
Лариса Савицкая получила единовременную компенсацию физического ущерба в размере 75 рублей (за погибших полагалось 300 рублей). Несмотря на многочисленные травмы, женщина не получила инвалидности из-за действовавших в то время нормативов. Позднее её парализовало, однако она смогла оправиться. Савицкая частично утратила трудоспособность, вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала.
Как это обычно происходило в те времена в СССР, катастрофа замалчивалась. Спустя несколько лет в газете «Советский спорт» появилась заметка о том, что Лариса Савицкая упала с высоты пять километров в ходе испытания самодельного летательного аппарата. Про подробности катастрофы сама Лариса узнала только в 2000 году. Обстоятельства катастрофы и жизни Савицкой заинтересовали прессу. С ней появились интервью, её стали приглашать на телепередачи. На основе данных событий был снят фильм "Одна".
"Расследования авиакатастроф" в Telegram