Найти тему
МИР (Море История Россия)

Куда "исчезла" Х флотилия МАС с Черного моря.

Читать мемуары Джунио Валерио Боргезе забавно. Потомок нашего министра графа Бенкендорфа (Боргезе) в своих мемуарах так бурно и эмоционально занимается саморекламой, что давеча у меня даже вышел спор с одним человеком, который бурно утверждал, что X флотилия МАС и была создана «черным князем». (Да, уж конечно).

Просто, как говорил великий советский юморист М. Жванецкий: «…если Вы спорите с дураком, он, в это же время, делает тоже самое». Я понимаю, что он является потомком человека который носил титул «11°Principe di Sulmona, 11°Principe di Montecompatri, 11°Principe di Vivaro, 12°Principe di Rossano, 11°Duca di Palombara, 11°Duca di Poggio Nativo, 5°Duca di Canemorto e Castelchiodato, 11°Marchese di Mentana, Norma, Civitella di Pratica, Moricone e Percile, 11 °Conte di Vallinfreda, 11°Barone di Cropalati, Principe Romano, Nobile Romano coscritto, Signore di Scarpa, Castelvecchio, Collepiccolo, Licenza, Monteporzio, Montorio in Valle, Cretone, Morlupo, Olevano, Poggio Moriano, Pretescia, Pozzaglia, Stabia e Stazzano, Nobile di Corneto, Patrizio di Genova, Venezia e Napoli, Grande de Espana» (О, как, даже тиспания затесалась!). Но, личные заслуги самого автора мемуаров, в книге ОЧЕНЬ преувеличены. История флотилии, (если очень кратко), такова:

Боргезе в молодости
Боргезе в молодости
-3

В 1939 году в результате исследовательских работ инженеров Тезио Тезеи и Эмилио Тоски, основанных на опыте Паолуччи и Россетти, была создана так называемая 1a Flottiglia Mezzi d’Assalto (1-я военная флотилия). В свою очередь, в марте 1941 года она была преобразована в 10-ю флотилию MAS, разделённую на четыре основные группы: надводных работ (катера со взрывчаткой), подводных (человекоуправляемые торпеды), сверхмалых подводных лодок и так называемая «группа Гамма» (пловцы-подрывники). Во флотилию набирались в основном добровольцы из числа выпускников Королевской военно-морской академии в Ливорно, имеющие отменное здоровье и идеологически проверенные — убеждённые фашисты.

сформированная в 1941 году 10-я флотилия МАС была разделена на четыре группы, то на вооружении имелись следующие виды техники и оборудования:

1) Специальные катера типа MTM, начиненные взрывчаткой массой до нескольких сотен килограмм. Принцип их действия был простым, они были подобны торпедам, только управляемым. Ими управлял пловец, который направлял их к вражескому судну, после чего он, зафиксировав курс и застопорив руль, прыгал за борт. Катер врезался в борт судна и взрывался, делая большую пробоину.

2) Человекоуправляемые торпеды или «майале» («поросята»). Доставлялись к месту операции на крупной подлодке «Шире» в специальных контейнерах.

3) Малые дизель-электрические подводные лодки типа «СА» и «СВ» производства компании Caproni.

4) Специальное подводное снаряжение.

Часть этой техники доехала даже до Крыма. Правда, использовалось оно не совсем по назначению. Почему я достаточно ехидно прошелся по мемуарам Боргезе? Да, потому, что…

Он на момент развития событий в Крыму, просто командовал подводной лодкой типа СА. Да, он приезжал на месяц в Крым с «инспекцией» (не более того). Вопреки его утверждениям, он не являлся командиром подразделения, и даже не занимал должность исполняющего обязанности. Более того, несмотря на ярко описываемые события, к Крыму он имеет весьма отдаленное отношение. Он в это время строил прожекты атаки Нью-Йорка (совершенно несбыточные).

Что такое подводные лодки типа СА? Первые две подлодки, CA-1 и CA-2, были построены в 1938-1939 годах, оборудованы дизель-электрической силовой установкой и имели 450-мм торпедные аппараты. Экипаж состоял из двух человек. Испытания лодок прошли неудачно - они оказались очень неустойчивыми на перископной глубине даже при небольшом волнении моря.

В 1941 году лодки были переданы 10-й флотилии MAS для использования в качестве подводных транспортеров, с них сняли дизели, торпедное вооружение, перископ и оборудовали для транспортировки восьми 100-кг подрывных зарядов и трёх боевых пловцов.

Лодки CA-3 и CA-4 строились по дополнительной программе в 1942 году, они предназначались для транспортировки боевых пловцов и подрывных зарядов, не имели торпедных аппаратов и были оборудованы только электромотором.

Боргезе командовал сначала СА-1, потом СА-3. В 1942 году, после вступления США во Вторую мировую войну командир 10-й флотилии MAS Юнио Валерио Боргезе предложил организовать диверсию в порту Нью-Йорка с использованием итальянских мини-подлодок и боевых пловцов. По плану 2 боевых пловца должны были установить подрывные заряды на кораблях и портовых сооружениях. Подлодку типа CA предполагалось доставить через Атлантику к месту операции с помощью океанской субмарины-носителя. Кончилось все… ничем. Он поддержал режим Республики Сало, после чего возглавил флотилию (в 1943-м). До нас эти лодки не доехали, и в 1943 году были утоплены в Специи.

Кто доехал? Доехали катера, носители подрывных зарядов. Правда, использовали их не по назначению. Замысел был хорош: Черноморский флот идет спасать Севастополь, и, тут, из Ялтинского порта вырывается стая «злых шершней», которые топят «Парижскую Коммуну», «Молотова», «Ворошилова», и…

«Не склалось»…

Но, катера, изображали ложный десант (когда немцы высаживали диверсантов), помогали осаждать 35-ю батарею (естественно без взрывчатки, как обычные катера). В общем… совсем не так, как ожидалось.

«29 июля 5 торпедных катеров снова вышли в море, чтобы во взаимодействии с 6 немецкими десантными судами произвести демонстрацию высадки десанта на берегу между мысом Феолент и Балаклавой с целью отвлечь внимание русских от настоящего десанта, который должен был высадиться в другом месте…

Чтобы привлечь к себе внимание противника, наши моряки кричали и стреляли, стараясь наделать как можно больше шума, катера маневрировали, наконец, один взрывающийся катер, управляемый старшиной Барбьери, был направлен прямо на берег и своим ужасающим взрывом еще больше усилил желаемую суматоху».

-4

«6 июля в 17 час. 20 мин, немецкая комендатура сообщила о том, что вблизи Фороса обнаружена лодка с русскими. В море вышел катер Куджа и Феррарини. Сначала казалось, что русские окажут сопротивление, но несколько пулеметных очередей, вспоровших воду у носа лодки, заставили их отказаться от этой мысли и они сдались в плен. Их было 13 человек. Они утверждали, что находятся в море уже 11 дней, однако это мало походило на правду. Все они не брились дня два — не больше. У них был только сахар и ни капли пресной воды. Состояние лодки, починенной на скорую руку, не допускало предположений о том, что она долгое время находилась в море. В лодке мы нашли окровавленную одежду, но среди русских никто не был ранен. Позже я допросил одного из них, оказавшегося инженером-электриком. Он заявил, что не может ничего добавить к тому, что уже сообщил, и обещал рассказать все, если нам придется встретиться после войны. Мы дали им воды и накормили, после чего некоторые из них не хотели верить, что попали в плен к итальянским фашистам, так как думали, что фашисты сразу же расстреляли бы их.

Тем временем Севастополь, лишенный снабжения морем, был наконец взят немцами. 7 июля. Мы с Куджа и Массарини поехали на машине в Севастополь. Город полностью разрушен. В порту были видны затопленный крейсер и миноносец; мастерские, верфи — все разрушено. Трупы плавали в воде; трупы, усеянные тучами мух, валялись на дороге. Во дворах домов оставленные всеми раненые горожане лежали на земле и молча ожидали смерти. Ни одного крика, ни одного стона; живые так и лежали среди мертвых, которых никто не убирал. Повсюду только пыль, жара, мухи, трупы, трупы и еще трупы. На улицах прохожие перешагивали через убитых.

9 июля. Бой за форт Горки. Мы его не скоро забудем. Полковник Бебер после боя сказал мне, что даже во время первой мировой войны он не видел таких разрушений в Вердене».

Форт «Горки» у мыса Феолент после падения Севастополя оставался последним очагом сопротивления русских. Построенный на высоком отвесном берегу, он состоял из системы траншей и галерей, пробитых в скалах, некоторые из них имели выход к морю. Наши сторожевые и торпедные катера получили приказ принять участие в штурме, то есть заблокировать выходы из форта. В море вышли 4 наших катера, экипажи которых были вооружены автоматами и ручными гранатами. Маленькая группа из восьми отважных моряков проникла с моря в галереи. Поднятый ими шум, стрельба из автоматов и взрывы гранат ввели застигнутых врасплох обороняющихся в заблуждение относительно количества атакующих, что помогло немцам сломить упорную оборону противника.

В результате участия наших моряков в штурме были захвачены в галереях форта 80 военнопленных».

«15 июля. Утром лейтенант немецкой комендатуры прислал нам напоминание о том, что стрельбу из огнестрельного оружия можно проводить только с 10 час, утра, и то — имея на это специальное разрешение. Кстати, этот приказ существовал уже давно, но никто его не выполнял, и в первую очередь сами немцы. Нам сообщили также, что отныне запрещается глушить рыбу гранатами. Этим способом часто пользовались и сами немцы, но, не зная водолазного дела, они оставляли на дне много рыбы. Мы же, прибыв на место, подбирали эту рыбу буквально под носом у союзников. Я ответил комендатуре, что отдал итальянским морякам приказ строго соблюдать установленный порядок, так, как это делается в немецких частях, и что им на этот счет нечего беспокоиться. После полудня, как обычно, послышалась стрельба в лесу. Послал переводчика в комендатуру спросить (имея в виду, что 10 час, утра давно прошло), куда я должен направить моих людей, чтобы помочь отразить русский десант. В комендатуре извинились, постарались найти какие-то объяснения и.., проглотили эту пилюлю. Так по крайней мере на неделю они оставили меня в покое и не надоедали своим «verboten!»

«13 августа часть «колонны Моккагатта» покидает Форос после двух с половиной месяцев пребывания в этом городке и вместе с материальной частью перебрасывается восточное, в Феодосию, для борьбы с подводными лодками, которые часто появляются у здешних берегов и вблизи порта».

23 сентября. Подготовка и отправка колонны в Мариуполь на Азовском море — первый этап предусмотренной ранее переброски к Каспийскому морю.

До Каспия, они (конечно) не дошли.

«Группа, ослабленная наличием многих больных и гибелью рулевого Берги, умершего в госпитале от тифа, была пополнена прибывшими из Италии новыми водителями штурмовых средств — Волонтери и Чиравенья. Несколько месяцев она находилась в Мариуполе, ожидая того момента, когда немецкие войска займут Кавказ. Время передышки было использовано на приведение в порядок материальной части, на которой сказались результаты предшествовавших напряженных действий, и на другие дела».

«25 октября. Организовав несколько налетов на окрестные кукурузные поля, к величайшему неудовольствию сторожей, нам удалось обеспечить полентой нашу колонну на всю зиму. Немного странно видеть, как наши моряки — водители штурмовых средств сидят в комнате и лущат кукурузу, словно молодые крестьянские парни. Но ничего не поделаешь. Раз надо — так надо.

Ходили мы и на ночную охоту за зайцами. За один раз мы добывали их от 13 до 17 штук. Полента и зайчатина стали официальной пищей колонны. Эти «операции» позволяют нам пополнять запасы продовольствия и не дают притупить способности.., хорошо ориентироваться ночью».

«Колонна Моккагатта», теперь уже под командованием Романо (Ленци в декабре вернулся на родину в связи с новым назначением), оставила Мариуполь и морем отправилась в Констанцу. Исколесив всю Восточную Европу, преодолев трудности, которые легко себе представить, она в марте 1943 года снова вернулась в Специю, не потеряв ни одной машины и ни одного катера».
Все замечательно и прекрасно, но…

То часть правды. В 1943 году в румынском флоте появляются новые подводные лодки. Откуда? Оттуда…

Боргезе, вроде пишет правду, но не всю. На Черном море до 1943 года действовали 6 итальянских подводных лодок серии СВ. А, потому, после капитуляции Италии румынам достались шесть миниподлодок «СВ». Более того, потом часть из них потом достались нам.

-5

CB-1 Итальянская сверхмалая подводная лодка (Sommergibile trasportabile per ferrovia) CB.1 заложена верфью "Caproni di Milano - Taliedo" в Таледо, спущена, введена в ВМС Италии 27 января 1941, 8 сентября 1943 в Констанце захвачена Германией и 19 декабря 1943 передана Румынии, где введена в ВМС Румынии, в январе 1944 передана Итальянской Социальной Республике, где введена как сверхмалая подводная лодка CB.1, 30 августа 1944 захвачена в Вии близ Констанцы советскими десантниками и 20 октября 1944 зачислена в состав ЧФ СССР как малая подводная лодка ТМ-4, исключена из ВМС СССР 16 февраля 1945.

CB-2 имела ту же судьбу: 30 августа 1944 захвачена в Вии близ Констанцы советскими десантниками и 20 октября 1944 зачислена в состав ЧФ СССР как малая подводная лодка ТМ-5, исключена из ВМС СССР 16 февраля 1945 и передана предприятиям Наркомсудпрома в Ленинград для детального изучения.

СВ-3 20 августа 1944 тяжело повреждена советскими пикирующими бомбардировщиками Пе-2, 25 августа 1944 взорвана экипажем и затонула близ Эфорие близ Констанцы из-за угрозы захвата СССР.Та же судьба постигла СВ-4 и СВ-6. Непонятна только судьба СВ-5, скорее всего, она погибла до передачи румынам.