Найти в Дзене
Строительный мир

Несмотря на скептицизм: морской перегрузочный комплекс на Камчатке запустят к концу 2023 года

Оглавление

До конца 2023-го на Камчатке в бухте Бечевинская в эксплуатацию введут крупный морской комплекс по перегрузке сжиженного природного газа, что позволит нарастить грузооборот в акватории Северного морского пути (СМП) и диверсифицировать поставки российского СПГ.

Задержка проекта

В 2017-м ПАО «Новатэк» после успешного запуска проекта «Ямал СПГ» вышло на международный рынок сжиженного природного газа. Тогда же с властями Камчатского края было подписано соглашение о сотрудничестве. На следующий год определились с местом строительства (в качестве альтернативы рассматривалась бухта Моховая Авачинской губы), и специалисты приступили к подготовке необходимой документации.

© OpenStreetMap / CC BY-SA 2.0
© OpenStreetMap / CC BY-SA 2.0

Во времена СССР в бухте Бечевинская располагалась маневренная база подводных лодок, ликвидированная в 1990-х. Соответственно, для начала работ требовалось разрешение от Минобороны РФ. Его «Новатэк» получил в 2020-м — до этого ведомство несколько раз отказывало, мотивируя свое решение тем, что эта часть залива имеет важное стратегическое значение.

Не сразу удалось заручиться и необходимой поддержкой федерального правительства, которое в итоге выделило из бюджета необходимые средства на дноуглубительные работы и создание сопутствующей инфраструктуры. На деньги «Новатэка» осуществляется строительство непосредственно плавучих хранилищ газа и рейдовых мест. Общий объем инвестиций в проект — около 110 млрд руб.

В 2020-м конкурс на выбор подрядчика завершился неудачно — Росморпорт не одобрил поданную тогда единственную заявку, посчитав ее несоответствующей требованиям. Повторный тендер и вовсе не привлек ни одного участника. Отдельные наблюдатели в то время предрекли проекту уход в небытие.

© Правительство Камчатского края / kamgov.ru
© Правительство Камчатского края / kamgov.ru

Однако после пересмотра проектно-сметной документации и ее повторного утверждения в Главгосэкспертизе РФ ровно через год, в августе 2021-го, наконец, был выбран исполнитель — China Communications Construction Company (КНР). Стоимость контракта на проведение дноуглубительных работ составила почти 20 млрд руб., что в два раза превысило заявленную в 2020-м сумму.

Долгожданный старт

Проект в районе Шипунского полуострова, примерно в 90 км к северо-востоку от Петропавловск-Камчатского, стартовал с прокладки подходного канала протяженностью 6,6 км. Сегодня данный этап работ находится на завершающей стадии. Параллельно продолжается строительство причала для портового флота. ПАО «Новатэк» рассчитывает сдать объект в эксплуатацию до конца текущего года.

Мощность терминала составит около 21 млн тонн в год (в дальнейшем возможно ее увеличение в два раза). Объем плавучего хранилища газа (FSU) — 360 тыс. куб. м. Предполагается, что в порт ежемесячно будет заходить порядка 20 танкеров ледового класса (Arc7), которые по Северному морскому пути (СМП) с арктических месторождений к берегам Камчатки будут доставлять СПГ. Последний после перегрузки через FSU или методом «борт в борт» на обычных газовозах пойдет в страны Азии.

© pxhere.com
© pxhere.com

Кроме того, благодаря проекту и российский регион получит необходимые объемы «голубого топлива» для обеспечения своей энергетической безопасности. До 2025 года на создание соответствующей инфраструктуры Москва выделит 12 млрд руб. Предполагается также модернизация действующих котельных и перевод их на газ.

Несмотря на скепсис

Примечательно, что в прошлом десятилетии после презентации проекта некоторые эксперты отнеслись к нему скептически, считая создание крупного перегрузочного комплекса в бухте Бечевинская попросту невозможным ввиду мелководности пролива, соединяющего ее с океаном. Но этот вопрос решили за счет дноуглубительных работ — китайские подрядчики вынули порядка 16 млн куб. м грунта.

Озвучивались сомнения и относительно ограничения сроков навигации по СМП. Данная же проблема решается наличием мощного ледокольного флота, не имеющего аналогов в мире. Речь идет об атомных ледоколах проекта 22220, способных обеспечить проводку судов по северному морскому пути в круглогодичном режиме.

ПАО «Новатэк» в лице дочерней компании «Арктическая перевалка» аналогичный камчатскому проект реализует и в Мурманской области в акватории губы Ура Баренцева моря. На данный момент завершено строительство гидротехнических сооружений и административного здания, а также двух рейдовых мест для перегрузки СПГ.

К 2024 году грузопоток по СМП, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, должен достичь 80 млн тонн. По итогам 2022-го этот показатель составил чуть больше 34 млн тонн.

Россия обретет новую точку роста в Арктике: проект за 200 млрд руб. получил положительное заключение
Строительный мир11 февраля 2023