Дон Кондратиас сидя в своем кабинете, находящемся в главном морском штабе в Кадисе смотрит в даль моря и думает: "Последние бои, что произошли в Карибском бассейне показали, что враг силен и опасен. Наш славный флот потерял четыре броненосных крейсера, пять бронепалубных, но самое главное, что погибли, от тех или иных обстоятельств 2936 моряков. Флот выстоял, напрягая все свои силы.
Тем временем у берегов Кубы американцы не унимались. Уверовав в мощь своих броненосцев, настоящих машин войны, они стали их включать в состав отрядов крейсеров, для придания последним боевой устойчивости.
Так произошло и в конце августа. Американская эскадра в составе броненосца "Аризона", броненосных крейсеров "Колумбия" и "Балтимор", бронепалубных "Билокси", "Окланд" и "Портсмут" с миноносцем "Надежда" повстречала пробирающуюся к заветному порту Гаване отряд вице-адмирала Монтихо, в составе броненосных крейсеров ненадежной конструкции "Зачатие Зубелзу", "Кардинал Инглеза", "Блас де Лезо", бронепалубных "Арагон" и "Констанция", а также пары миноносцев. Испанцы было попытались оторваться от неприятеля, но машины на американских кораблях были в полном порядке и данный маневр не удался.
Погоня и сражение на преследование началось. Испанские артиллеристы безбожно мазали, в то время, как "Колумбия" два раза попал в "Блас де Лезо", но в обоих случаях спасла броня. К сожалению бронепалубному крейсеру "Арагон" не повезло и на него пришлось пара 109-мм снарядов и он загорелся.
Снаряды испанцев, хоть и не попадали в "Колумбию", но идя с перелетом хорошо ложились рядом с "Балтимором" в него угодили три 6-дм снарядов с испанских броненосных крейсеров. Снаряд весом в 75-кг/485 мс = 8,8 мегаджоуля. Сигнальщики с флагманского крейсера даже решили, что он потонул.
Услышав такое, и получив данные, что бронепалубный "Арагон" успешно справился с пожаром, вице-адмирал отдал приказ о повороте всей эскадры.
Но, тут судьба, как обычно преподнесла сюрприз в виде броненосца "Аризона", который шел в одиночку расправиться со всей испанской эскадрой. Весь огонь сосредоточился на нем.
Но, "Аризона" шел совсем не один! Его сопровождали миноносец и бронепалубный крейсер. Флагман испанцев получил три попадания ниже ватерлинии. Один из отсеков залило водой.
Вскоре, на американском миноносце произошел взрыв 7,3-дм снаряда и он стал, как гореть, так и тонуть. "Аризона" к 42 минуте боя получил 7,3-дм, пару 4-дм, два 6-дм, попаданий. Но, чувствовал себя прекрасно.
Тяжело пришлось броненосному крейсеру "Капитан Инглеза" он хоть и откачал воду из затопленного отсека, но получил несколько 4,3-дм попаданий, загорелся и одна из машин вышла из строя.
В самый разгар боя столкнулись два испанских корабля. Ими оказались бронепалубный "Констанца" и миноносец "Жавьер Куирола" они оба оказались лакомой целью и в крейсер попали 5,5-дм и 3,1-дм снаряд, а в миноносец пара 57-мм снарядов, вызвавших потерю управления, пожар и затопление.
Но на этом, неприятности испанцев не закончились. Гадкий миноносец "Надежда" пустил мину и попал в бронепалубный "Арагон". У него вышли от сотрясения две паровые машины, начался пожар и затопление. После пары минут активной перестрелки, когда в наш миноносец "Жавьер Куирола" угодил еще и 9,2-дм американский снаряд, тот вместе с "Арагоном" пошел ко дну. Броненосный крейсер американцев был отомщен.
Но, и "Аризона" оказалась не "Висконсин". Он смог утопить испанский миноносец, но у него уже не действовала одна из паровых машин, а водой заполнялся уже второй отсек, смежный с первым. Вскоре в броненосец угодил 7,3-дм снаряд и множество 4,7-дм. Он стал черпать воду кормой. К тому же, броненосец в отличие от крейсеров и миноносцев сам по себе большая цель, и промахнуться по нему сложно, даже у косых испанских артиллеристов. Но, к счастью американцев скрыла легкая облачность.
Из дымки тумана показался миноносец "Надежда", тот самый, что пустил на дно бронепалубный крейсер "Арагон", и вся испанская эскадра в три броненосных крейсера, бронепалубный и миноносец сосредоточили на нем огонь своих орудий. Вскоре в него угодил 7,3-дм снаряд.
В бронепалубный "Констанца" вели стрельбу два крейсера и вице-адмирал решил защитить единственный бронепалубный крейсер своего отряда. Хотя, лучше бы им было удалиться в свой порт, пока они утопили броненосец.
Вскоре, на горизонте показался старый знакомый - броненосный крейсер "Колумбия", он закончил спасать экипаж с "Аризоны" и открыл огонь по испанцам. Также рядом плыл бронепалубный американский крейсер "Окланд" с опасными 5,5-дм орудиями, а также дюжиной мин в аппаратах.
Теперь испанские броненосные крейсера стали вести огонь по нему, так как получать мину в борт никому не хотелось. Вскоре в него угодил 6-дм снаряд и у "Окланда" запылал носовой каземат. Но сражался он отчаянно. Огнем своих 5,5-дм орудий вызвал затопление кочегарки, а также вышла из строя башня с 7,3-дм орудиями. В "Кардинал Инглеза" была выпущена мина, и он застопорил ход. После еще немногочисленных выстрелов "Блаз де Лезо" и "Кардинал Инглеза" пошли на дно.
Броненосный крейсер "Зачатие Зубелзу" откачал воду из отсеков и направился прочь от боя. Броненосец "Аризона" был тоже отомщен, несмотря на утопление бронепалубного крейсера "Портсмут".
Бой продолжался между убегающим испанским броненосным крейсером "Зачатие Зубелзу", бронепалубным "Констанцей" и миноносцем "Эджертихо", за которым гнался броненосный крейсер "Колумбия". Два американских бронепалубных крейсера "Окланд" с затопленным румпельным отделением и "Билохи", получивший артиллерийское попадание в боевую рубку вели огонь по "Констанце".
Бронепалубный крейсер "Констанца" получил ряд попаданий 109-мм снарядами и получил затопленную корму. После чего он с "Колумбией" обменялся ударами мин. Мина выпущенная с испанского крейсера в цель попала первой и взорвалась, в отличие от множества предыдущих.
Весь огонь "Зачатия Зубелзу" сосредоточился на бронепалубном крейсере "Билохи" и у того стала затапливаться корма. Но, на испанском крейсере произошла детонация мины и погибло не только 15 моряков, но и лопнули немногочисленные переборки. Броненосный крейсер вновь стало затапливать. Что еще раз подчеркивает, что места минам на броненосцах и броненосных крейсерах нет.
Временно испанский миноносец, так ловко отправивший броненосный крейсер на дно оказался под обстрелом двух бронепалубных американских крейсеров, но вышел и ушел вперед. Остался, и никак не мог оторваться лишь бронепалубный "Констанца". Его машины могли дать лишь 15,6 узла, а никак не 18 положенных. Бронебойные снаряды у 7,3-дм орудий закончились. Впрочем, для двух бронепалубных было достаточно и 4,7-дм.
Раз, убежать не получиться, надо драться, - решил капитан Констанцы, но тут произошло несчастье, от опасного 5,5-дм снаряда взорвался пороховой погреб, и крейсер быстро устремился на дно. От испанской эскадры остался один миноносец, который трусливо с вице-адмиралом на борту стал пробираться в Гавану. Монтихо думал, как покончить с собой...