О друге Антона/Руматы Пашке мы знаем несколько больше, чем об Александре Васильевиче, он же дон Кондор. И это не удивительно — авторы показывают нам его в детстве, а детство — как раз то время, когда формируется личность.
И что мы видим?
У Пашки в некотором роде счастливый характер. В меру увлекающийся — к идеализации не склонен (замечает, что Антон неправильно играет — у него Гекса Ируканский получается хорошим, а чего нет, того нет), в меру ленивый — это Антон с Анкой корпели над арбалетами, хотя и в разной степени точности, а Пашка просто взял пневматический карабин. Мол, арбалеты — это детство человечества, так зачем надрываться? Некая логика в этом есть.
А еще — балагур, болтун и хвастун. Дурного он, как правило, не замечает, пока оно не стукнет его по голове. Или чуть было не стукнет. Это я про игру в Вильгельма Телля. Заигрались детки! Причем до Антона уже дошло, что дело плохо — он только не знает, как выпутаться из ситуации, а Пашка все играет. Только в конце игры вдруг догадался. Испугался, конечно...
Но в принципе он отходчивый.
Да, испугался. Да, потом еще и поругался с другом Тошкой, вышел из себя. А потом все забыл. Мало ли что бывает между друзьями!
И в качестве наблюдателя на далекой средневековой планете он не сильно отличается от себя в подростковом возрасте. Разве что потолстел. Но в остальном такой же — краснощекий, веселый, не замечающий неприятных вещей. Ах да, еще и силач — подковы гнет и даже доламывает.
И по прежнему счастливый характер!
Это Антон еле держится (но все же держится). Это Александр Васильевич признает, как уже переживал чувство бессилия и собственной подлости. А у Пашки все проблемы как с гуся вода.
Додумался отправить Будаха из Ирукана подальше от герцогской опалы через Арканар. А то что Антон уже который раз твердит, что там все плохо — не верит. А Будах возьми, да и пропади после пересечения границы.
Что — задумался?
Нет, он по прежнему плохого не замечает. Вместо того, чтобы все же прислушаться к словам коллеги и друга, записи посмотреть, другие данные изучить, он на примере двух планет — эрудит-энтузиаст! — принимается доказывать Антону, что все в Арканаре в порядке, это рядовое выступление горожан против баронов.
Очаровательно, правда? Не решать, что происходит здесь и сейчас, не изучать имеющиеся материалы — здешние! — а ссылаться на другие планеты. Там же все было в порядке.
А про исчезновение Будаха что сказал?
Что ему "как-то неловко за Будаха". Оцените подбор слов — неловко.
И все?! Человек-то пропал. Человек, о котором он решил позаботиться. А потом другому человеку — другу, между прочим, придется рисковать головой, чтобы исправить эту ошибку.
Нет, не все. Еще обещал на днях заехать, посмотреть что и как. Не заехал. Видимо, вспомнил пример двух других планет и успокоился.
Антон дядю Сашу называл догматиком, а стоило бы еще и Пашку.
А уж его реакция на переворот в Арканаре и вовсе впечатляюща.
Да, проморгали, — сказал он. — А может быть, это не так уж страшно, Антон?
Да что уж там — конечно, не страшно (да, это сарказм!). В стране произошел переворот, королевская семья уничтожена, королевство захвачено, множество людей перебито при явно отягчающих обстоятельствах, Арканар стал плацдармом для дальнейшей агрессии. А догадайтесь, кто следующий?
Да Ирукан же, где ты, Пашка, работаешь.
Почему?
Да потому что было громко объявлено, что короля отравил Будах — свидетелей этого деяния полно! А Будах — подданный герцога Ируканского. И, если вы помните, дон Гуг, именно вы оного Будаха отправили в Арканар.
А Соан на закуску — дон Кондор уже числится в списке врагов.
Впрочем, тут Пашке пришлось проснуться, когда у дяди Саши произошел нервный срыв — помните?
Тебе надо было убрать дона Рэбу..... Убить! Похитить! Сместить! Заточить!...
Пашка вдруг обнаруживает (как и тогда — в детстве), что игры закончились — все всерьез. Реакция замечательная:
Вы что, товарищи, серьезно все это?... Убить, физически убрать... Вы что, с ума сошли?... В-вы... Вы знаете, до чего вы так докатитесь? В-вы понимаете, до чего вы так докатитесь, а?
"С добрым утром, Павел!" — пусть там и вечер.
Все уже докатились, а вовсе не только твой друг Антон и дядя Саша. Еще 22 года назад докатились.
И когда в Эпилоге Пашка рассказывает Анке о случившимся с Антоном и Кирой, он выглядит повзрослевшим. С запозданием, конечно, но лучше поздно, чем никогда.
Тут не до шуток, не до легкомыслия и какая-то мысль упорно лезет в голову, только высказанная криво:
Помнишь анизотропное шоссе?... Я теперь часто вспоминаю это шоссе, — сказал Пашка. — Будто есть какая-то связь... Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет...
Да, Паша, да, назад идти нельзя, вот только назад пошли все вы, а не один только Антон в далеком детстве.
И причина почему нельзя — простая.
Нельзя жить в обществе и быть от него свободным. С людьми надо говорить на доступном им языке. А какой язык доступен людям позднего Средневековья и раннего Возрождения? В основном — язык силы. Ну и кем станут люди будущего в прошлом? Ведь мораль — дитя времени, в каждом своя. И чтобы существовать в этом мире — по какой морали они должны жить?
А Пашке повезло. За счет пофигистического характера ему не пришлось платить так, как Антону, дяде Саше и многим другим, хотя его маска тоже приросла к лицу — помните, как непринужденно он сообщал, что "дрался с какими-то хамами"?
Но по настоящему опалило его только в конце — наблюдая за другими.
Счастливый характер...
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки