Первые выставки работ Алексея Зеля проходили вместе с так называемыми «самодеятельными» художниками. После, на первых персональных, его представляли, как «мастера-самоучку», что по сути абсолютно верно, ведь до всего в своем творчестве он доходил сам.
Однако, тот факт, что у отца не было художественного образования, открывал для посетителей его вернисажей широкое поле для критики, раздачи советов и рекомендаций в каком направлении мастер должен развивать свой талант.
Самые частые упреки в книгах отзывов звучали так: «Слишком много колосьев!», а рядом могло стоять «Мало колосьев, много винограда!». Еще из любимого: «Красиво, но зачем так много насекомых? Они все портят».
Встречались и более конкретные предложения: «Вы совершенно не умеете строить композицию, позвоните мне по тел …, я вас научу. Студентка 2 курса МГАХИ им Сурикова».
Самое интересное, что советы и критика в книгах отзывов резко прекратились, как только творчество Алексея Зеля было признано экспертами и закреплено на государственном уровне - он получил высшее звание в области искусств: Народный Художник России. А приставка «самоучка» исчезла из газет и буклетов.
Тут я позволю себе немного ехидства и приведу здесь цитату из «Мартина Идена» Джека Лондона: «А ведь книги мои написаны давным-давно, моя работа была уже сделана, когда ты плевать на меня хотел и втаптывал в грязь».
Так и у Алексея Зеля, на момент получения звания, большинство работ, составляющих основу его коллекции, «уже были сделаны». И хотя критики было мало, может одна запись на всю книгу восторженных отзывов, она больно ранила.
Когда замечания по художественной части пропали, остались лишь адекватные записи посетителей, что им понравилось больше, а что меньше. Читать такие отзывы гораздо интереснее, ведь в них уже нет обесценивания. А выставка для того и работает, чтобы каждый человек мог составить свое мнение о творчестве художника.
«Попка принцессы»
Идея к написанию этой статьи мне пришла в голову во время перелистывания книги отзывов с выставки стекла в Екатеринбурге. В ней я наткнулась на отрицательную оценку «Принцессы на горошине», нежно любимую и взрослыми, и детьми. Написано было женским подчерком:
«Принцесса со слишком массивной неэтичной «пятой точкой» тела. Автор проявил себя, свое подсознание, и, похоже, дань низкопробному вкусу публики. И слишком много жуков, кузнечиков. Хочется более романтичных и изящных созданий». Подпись, педагог-музыкант
И может быть этот материал и не появился бы в блоге, если буквально через пару дней (закон «парных случаев»?) в газетной статье про Алексея Зеля я не прочла это:
«Принцесса на горошине» вызывает неизгладимое чувство восторженной зависти. Сколько творческой интуиции вложено в эту стеклянную сказку! Да он к тому же знаток анатомической прелести женской фигуры! Хочется унести с собой!» И.С,. инженер
Недавно я услышала такое выражение: «то, какой природы является человек, зачастую выражается лишь одной его фразой». Как интересно! Никогда не задумывалась, что творчество художников, изображающих обнаженную натуру, вскрывает самое потаённое внутри человека. И даже невинная принцесса из сказки, отлитая из прозрачного стекла, одному может показаться пошлой и отталкивающей, а другому – прелестной и желанной.