Лётчики-испытатели в материалах исторической хроники часто остаются в тени своих коллег из военной авиации. Вместе с тем, непосредственно в среде лётчиков именно испытатели считаются высшей кастой.
К управлению новыми и еще не изученными типами самолётов всегда допускались только лучшие из лучших. Это не только пилоты, способные быстро усваивать новые навыки, но также с наилучшими показателями здоровья, психической устойчивости.
Работают испытатели на пределе возможностей техники, устанавливая ее истинные технические характеристики, ограничения по эксплуатации. Советские летчики-испытатели были одними из лучших в мире. Об одном из них, Герое Советского Союза Эдуарде Еляне, и пойдет речь в данной статье.
Ранние годы пилота
Эдуард роился в августе 1926 года в Азербайджане, однако позднее семья будущего лётчика перебралась в Свердловск, где работу получили родители.
С ранних лет Эдик занимался в авиамодельном кружке, как и многие мальчишки того времени, «заболел» небом. Позднее также участвовал в деятельности местного аэроклуба.
В 1944 году он был призван в армию, где, по распределению, был направлен на ускоренные курсы летчиков в Бугуруслан в Оренбургской области, после чего отправился летать на фронт, получив боевое крещение, пусть и ограниченное.
Карьера лётчика-испытателя
После войны талантливого пилота заметило высшее начальство, и в числе первых отправило доучиваться на реактивные самолёты в Борисоглебское училище.
Там его способности к управлению тяжелыми самолетами настолько понравились начальству, что пилоту было предложено остаться в училище в качестве инструктора, однако генерал-майор М. Котельников помешал. По его протекции парень снова пошёл учиться, на этот раз в школу летчиков-испытателей, которая размещалась на аэродроме в подмосковном Жуковском.
Сразу же после её окончания Эдуард приступил к работе с ОКБ им. Микояна, позднее также работал в ОКБ им. Сухого. С самого начала отличительной его чертой была возможность освоить практически любой тип самолёта, от истребителя до стратегического бомбардировщика.
С 1965 года летчик начинает активное сотрудничество с ОКБ А. Туполева, которое всегда специализировалось на создании больших самолётов, как гражданских, так и военных.
В качестве штатного испытателя, Эдуард Елян принимал участие в испытаниях таких всемирно известных типов самолётов, как Ту-22, Ту-134, Ту-154, Ту-124. Особняком в его карьере стоят испытания сверхзвукового Ту-144.
Испытания Ту-144
К началу 1970-х гг. социалистический СССР и капиталистический Запад вступили в очередное техническое противостояние. Необходимо было создать первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер.
Результатом борьбы стало появление двух принципиально новых воздушных судов – Concorde и Ту-144. Самолёты были прорывными, и при их создании возникало много сложностей. Соответственно, и на плечи испытателей ложилась большая ответственность.
Первым пилотом, поднявшим Ту-144 в воздух, стал именно Эдуард Елян. Позднее он также участвовал в доводке самолёта, испытаниях модификаций. В 1973 году, после катастрофы «тушки» в Ле-Бурже, Еляну пришлось участвовать в «воскрешении» самолёта, доказывать его состоятельность заново. За свою трудовую деятельность Эдуард Елян был нарождён золотой медалью Героя СССР.
После отставки
В отставку прославленный испытатель вышел в 1982 году. Жил в Жуковском, в Москве, в Ростове-на-Дону. Скончался в 2009 году в окружении семьи, в почёте и уважении.