Целеполагание, как этап проекта недооценивают и пролистывают. Совершенно напрасно.
Сталкивался часто с таким мнением, что целеполагание уже было на этапе продажи. Там мол мы уже все обсудили: зачем проект, какие ожидания результатов, сроки, деньги... и даже цели.
Грустно то, что Заказчик недооценивает этот этап. Ведь именно Ему нужны результаты. Для него Исполнитель создает решение для автоматизации бизнес-процессов.
В моей практике часто сталкиваюсь с ситуацией, когда Целеполагание воспринимается как бизнес-консалтинг. Заказчик отвергает саму мысль обсуждать боли и причины их возникновения в своем бизнесе, ревностно оберегая эту территорию. Напрасно).
Совсем недавно очередной раз столкнулся с ситуацией, когда на этапе обследования Заказчик с удивлением осознал взаимосвязь своих бизнес планов с тем целевым решением, которое ждал от Исполнителя. Мы обсуждали бизнес-процессы и поведение системы, дизайн, архитектуру и т.д., но на мои вопросы "зачем все это?" каждый раз получал ответ в стиле: "Вы сделайте что прошу, а остальное мы уж сами". Но когда Заказчик решился обсудить свои глобальные планы, концепция решения была скорректирована.
Печально, но приходится впихивать этап "Целеполагание", от которого отмахнулся Заказчик в этап "Обследование". Часто причиной устранения целеполагания - банальное желание удешевить проект.
Только вот, когда будет все готово и все приемки будут пройдены, есть риск, что пользоваться этим будет не удобно. Не система будет помогать пользователю, а пользователю придется обслуживать систему.
Система имеет как минимум два жизненных цикла:
1. Жизненный цикл проекта - наш путь к результату (продукту).
2. Жизненный цикл продукта - то что мы создаем следуя проектным путем.
Две важных контрольных точки на финишной прямой проекта: Верификация и Валидация. Если верификация и пройдена и ТЗ выполнено и даже приемка по ПМИ прошла успешно, это еще не значит, что Заказчик и пользователи скажут вам спасибо).
Есть риск услышать: "Ну вы же эксперты, почему не спросили, не подсказали....")
Каждый раз вспоминаю Райкина с вопросом: "Кто шил костюм?".
Господа Эксперты и Уважаемый ЗАКАЗЧИК - помните про костюмчик который должен хорошо сидеть!!