Найти тему

Сражение 2 августа "Четыре слона в посудной лавке"

Адмирал Патрико Монтихо де Парассон встретил своего подчиненного Арсенио Линареса буквально позавчера. Тот рассказал ему о прошедшем сражении и потере трех броненосных крейсеров испанского флота, попросив судить себя по всей строгости. Даже то, что он пустил на дно восемь броненосных кораблей янки и два бронепалубных не обеляло его.

"Отлично показал себя капитан крейсера "Резолюшен" дон Альварес, который не только взял под командование еще три крейсера, приказав принять в кильватер своему кораблю, но и мастерски провел атаку против численно превосходящих сил противника".

"Пускай генерал-адмирал разбирается пока придем на базу, - ответил вице-адмирал Монтихо, - а сейчас давай искать те четыре броненосца, которые не могли далеко уйти".

"Но все шесть броненосных крейсеров которые у Вас под командованием точно такого же типа, как утонули в битве у Виргинских островов!"

"Я не полезу на рожон, тем более знаю Ваш печальный опыт, атакую в случае встречи крейсерами и миноносцами, тем более у американских броненосных крейсеров мощная средняя батарея из 109-мм орудий, а у американских броненосцев, как я знаю ее нет"

Схема крейсера «Мэн»
Схема крейсера «Мэн»

Кто ищет, тот всегда найдет, и встреча состоялась. Четыре американских броненосца и один миноносец обнаружила эскадра вице-адмирала Патрисио Монтохо-и-Пасарона, в составе шести броненосных крейсеров типа "Мануэла" (тонувших как утюги в прошлом бою), шести бронепалубных крейсеров типа "Дон Антонио де Улоа" (отлично показавших себя), пяти новых крейсеров типа "Ковадонга" с 8 аппаратами для пуска мин каждый и трех миноносцев.

В начале сражения испанский вице-адмирал, еще не наблюдая противника отдал приказ миноносцам и пяти бронепалубным крейсерам типа "Ковадонга", пользуясь преимуществам в скорости выдвинуться вперед в поисках неприятеля, в случае обнаружения атаковать.

Но капитаны остальных кораблей откровенно не понимали, что делать. Два бронепалубных крейсера "Святая Тереза" и "Арагон" пристроились за тремя основными броненосными крейсерами, за ними уместился броненосный "Кардинал Инглеза", за ним бронепалубный "Рейна Регенте". Более того, капитану крейсера "Донна Мария де Молина" вздумалось резать нос и корму флагманского корабля, чем он вызвал бешенство у вице-адмирала.

Смелый маневр
Смелый маневр

Противника искали очень долго. Выслали вперед миноносцы и они долго шли на полной скорости, израсходовав все запасы угля. И когда, уже вроде бы надежда стала пропадать с флагманского крейсера заметили один броненосец противника. Ставка на то, что легкие силы обнаружат противника не оправдалась.

Броненосец неприятеля взял курс на отрыв от испанцев, но впереди его поджидали бронепалубные крейсера "Австрия" и "Донна Мария де Молина".

Американский броненосец "Висконсин"
Американский броненосец "Висконсин"

Кораблем противника оказался "Висконсин" его 9,2"/24 кал орудия выстреливали бронебойный 249-кг/423 мс = 22 мегаджоуля и фугасный 179-кг/454 мс = 18,5 мегаджоулей каждые 37 секунд. В носовом каземате установлена пара 6,4"/39 кал дальнобойные орудия, по бортам восемь 2,2-дм (57-мм) орудий, а в надстройках по 13 на борт 1,6" (42-мм) скорострельных орудий.

Далее, для испанского вице-адмирала открылась еще более не лицеприятная картина. Противник от его флагманского броненосного крейсера на северо-востоке и туда-же держал путь. Но, второй колонне испанских броненосных крейсеров талантливый американский адмирал Уильям Томас Симпсон сделал кроссинг-Т. Броненосные крейсера испанского флота "Зачатие Зубелзу" и "Каледон" шли прямо в пасть американцам.

Секунды сближения кажутся вечностью и на крейсере "Австрия" крошечный 1,6" снаряд вызвал детонацию подготовленной к пуску мины и гибель 41 матроса или 16% списочного состава. На крейсере "Донна Мария де Молина" повторилась та-же картина. 2,2" снаряд взорвал мину, а возможно и не одну и 69 испанцев отправились к праотцам.

Неудачная атака двух испанских бронепалубных крейсеров
Неудачная атака двух испанских бронепалубных крейсеров

После такой кавалерийской атаки обе стороны стали приходить в себя. Испанские два бронепалубных крейсера стали отходить за пределы досягаемости мелкокалиберной артиллерии, но за ними погнался миноносец "Выключатель", почувствовавший легкую добычу и поплатился. В него угодил 7,3-дм и 5-дм снаряд вызвавший огромные разрушения. Но гордый миноносец уже с военным опытом. Именно он навел огонь артиллерии американцев погубивший "Магдалену", и совсем отказывался тонуть.

Бронепалубный крейсер "Фаворита" выпустил по нему даже три самодвижущихся мины. Которые даже попали в него! Но не взорвались.

Пуск трех самодвижущихся мин по американскому миноносцу с испанского крейсера
Пуск трех самодвижущихся мин по американскому миноносцу с испанского крейсера

Крест в его судьбе поставил лишь крейсер "Церера" шедший следом за "Фаворитой" своим 4-дм снарядом.

Безумная атака крейсера "Фаворита"
Безумная атака крейсера "Фаворита"

Затем, испанский отряд из трех бронепалубных крейсеров решил пройти сквозь строй американских броненосцев.

Но мина прошла у "Юты" перед носом, а на "Фаворите" произошел взрыв торпеды с гибелью 70 моряков. Корабль превратился чисто в артиллерийский, да еще и отказала одна из машин. Затем, так как "Фаворита" проходила перед носом "Висконсина" ему влепило 6,4" орудие очень больно. Один из отсеков стало затапливать.

Бронепалубный "Церцея" получил от "Висконсина" 9,2" снаряд вызвавший пожар и затопление в корме, но он смог сделать бортовой минный залп. Одна из мин опять попала, но не взорвалась (это был уже третий подобный эпизод). Ставка испанского адмирала на минную атаку кораблей противника провалилась. Крейсера скауты "Церцея", "Австрия" и "Фаворита", после неудачного сближения с неприятелем, были затоплены. Моряки, спасаясь с тонущих корпусов в один голос спрашивали друг друга:

«Зачем мы поперли на броненосец с не выбитой артиллерией?»

Испанский вице-адмирал решил действовать по старинке, орудиями своих кораблей. Его усилия принесли свои плоды. На самом «Висконсине» взорвалась мина и были убиты 22 моряка, а так же 7,3" снаряд угодил в каземат и взорвал его, с не менее печальными последствиями.

Далее, после перестрелки, испанский вице-адмирал выяснил, что на его эскадре заканчивается топливо, а все четыре американских броненосца на плаву, как ни в чем ни бывало!

Крейсер и миноносец устремились в атаку. Повезет ли им? Нет не повезло. В конце концов "Висконсин" потопил еще и броненосный крейсер "Каледон", удачным попаданием, и один бронепалубный крейсер испанцев.

Бой закончен, так как три американских броненосца смогли уйти, а сил, ни материальных, ни духовных, продолжать сражение у испанцев уже не оставалось.

Адмирал Патрико Монтихо де Парассон осматривает свою эскадру после боя. То, что он распекал подчиненного потерявшего три броненосных крейсера и сам утопивший 8 броненосных и 8 бронепалубных было уже смешно. Он сам, великий Патрико Монтихо де Парассон сумел пустить на дно лишь броненосец "Висконсин" и миноносец "Брекер", а потерял броненосный "Каледон", бронепалубные "Кристобаль Колон", "Австрия", "Церцея", "Сирена" и "Фаворита". Но самое главное, погибло 1660 испанских моряков, а у врага всего 385. Все благодаря пагубной тактике минного удара, по идущему кораблю противника! Да еще и крейсер "Бланко" должен был прийти к месту встречи, да нет его и судьба 265 моряков не известна.