Найти тему
Михаил Дача

Немного про строительное образование, про необходимые и лишние знания

Сложная тема профобразования для сферы строительства и ЖКХ....Решил я ее поднять по сле дам Послания Президента, в котором он концептуально коснулся советских специалитетов и продолжительности учебы в 4 и 6 лет....

Ну я бы, конечно, на месте Президента, Минобр потряс бы за бороду.....Сильно....Задавая при этом ряд вопросов, которые меня волнуют...Но я не на месте Президента, и поэтому ограничусь личным опытом и частным мнением...

И вот о чем речь:

1. Детализирую объём, ну например, инженерной подготовки для строителя, архитектора, судостроителя и станкостроителя, я понимаю, что он должен быть кратно больше по часам, чем, например, у инженера по логистике.....или по эксплуатации автомобилей.

....Хотя и там, и там - инженер....Особенно на стройке и на заводе инженер по квалификации и инженер по должности - разные позиции. Мастер цеха, прораб на стройке, инженер ПТО, инженер-эксперт по недвижимости, инденер технадзора - это некие названия штатных должностей, подразумевающих инженерные функции и инженерные знания. Но в разном объеме!

В эту же разницу упрутся специальности архитектор и дизайнер интерьеров....и строитель....А значит, слову инженер предстоит прибавлять "по"....Иначе, все инженеры должны будут учиться 6 лет.

Инженер-бакалавр - выход. Но какой инженер? Где закончатся его должностные компетенции с бакалавриатом за плечами? На должности прораба по отделочным работам? На позиции главного инженера ДЭЗа или иной УК ЖК? Технолог производства постельного белья?....Это я взял специальности, как раньше говорили, ИТР - инженерно-технических работников. И тут техникум и бакалавриат ничем не отличаются для некоторых производсрвенный позиций. Нет, не в проектном НИИ, а на котловане....

Если этих границ профстандартов и объема компетенций не провести - тутже поимеем конфликт бакалавра и специалиста с выпускником техникума. Он техник или технолог. Учился 4 года...как и бакалавр. Как их определять на должности? Кому какую дать при строительстве: Москва-Сити, космодрома.... или коттеджа из бревна...... Нет ответа.

2. Специалитет может быть 5 лет. Бакалавриат - 4. Магистратура - 6 лет. Но магистратура бывает двух типов - когда она уводит в другую специальность, и когда она продолжает начатую. И вот тут будет конфликт "за деньги". Суть его видится простой: зачем я плачу за 2 года магистратуры, если я не переучиваюсь и не доучиваюсь? Почему специалист с 5 летним сроком обучения должен будет учиться 2 года как и бакалавр? Почему я иду в магистратуру на 2 года, закончив бакалавриат вчера и на те же 2 года, закончив ВУЗ 30 лет назад?

Эта тема "уровня диплома" в строительстве и ЖКХ скоро догонит отрасль и даст ей такой болезненный пинок, что отрасль икнёт громко....По причине того, что только опыт реально делает строителя строителем, а магистратуры и престижные ВУЗЫ там не особо нужны лет до 35....НО! Появляется формальный признак....Кого возьмешь на позицию директора - после коллежда, или после магистратуры....? В частной фирмёхе - не принципиально....А в крупном строительном холлинге, а в минисрерстве строительства вообще с техникумом только охранник и уборщица.

3. Как, начав с ПТУ на маляра-штукатура, стать директором Главмосстроя (Условно)‽....Этот вопрос звучит у многих молодых ребят. Сегодня нет системы этого аппгрейта. Сегодня знания отдельно, а образовательный статус - отдельно....Итак, человек окончил ПТУ, ТЕХНИКУМ или колокдж. 4 года....ЕГЭ не сдавал, пошел поработать, лет через 5 решил подтянуться до бакалавра-инженера...Поступить и учиться очно практически нереально.....Значит нужна сисрема зачетов предметов, подтверждения квалификаций, неких онлайн-курсов, неких очно-заочных форм обучения...Чтобы, как пел Высоцкий, - "и от станка к кабинету он будет ползти всю жизнь". Но сегодня ВЗРОСЛЫЙ (!) человек, начавший в строительстве с рабочей или младшей ИТР-позиции, должен идти получать диплом в педагогический,экономический и другие попроще институты, чтоб корочка диплома была для соответствия критерию на должность повыше....А расти как инженеру ему сложно.....

4. Следующим черным шаром прилетит проблема аспирантур и институтов повышения квалификации. Почему я, написав диссертацию (по стандарту) сам, обязан оканчивать аспирантуру за 600 тысяч за три года?....За что я уплачу эту сумму? За площадку для защиты?......Мож в банкетном зале тогда собрать ученый совет? Мне не принципиально - в ВУЗе или в ресторане меня будут заслушивать.....Получается - в ресторане площадка для защиты дешевле....

5. Жесткий вопрос - критерии для преподавания. Почему я не могу идти преподавать без степени прикладные дисциплины в ВУЗ, но при этом, меня берут на преподавательские позиции в ведомственный ИПК....который тоже - ВУЗ? Уже сегодня сформировался спрос на людей с практики, на актуальные свежие знания, на адекватную оплату почасовиков-практиков. Но это всё буксует. А студентам не хочется ходить на IT "с перфокартами", не хочется чертить ресфедером вместо архи-када, не актуально зубрить марки бетона и гипса по советским гостам. Им бы знать ассор имент комплектования современных срроек современными мвиериалами. А этого нет в программе в нужном объеме. И вот приходит он на стройку....почти прорабом.....А ему как вент-фасад делается, показывает гастарбайтер....Ибо у него в колледже таких вентфасадов не проходили....программа отстает......Это огромный пласт неактуальных, устаревших знаний и запаздывания современных, актуальных программ обучения.

Ну как-то так....