В целях безопасности сообщать другие сведения о нем приходится очень осторожно. При подготовке номера газеты ко Дню защитника Отечества, мы попросили «Малыша» прийти в редакцию, чтобы задать ему вопросы, которые волнуют всех, кто переживает за наших бойцов, ждет их возвращения и по мере сил помогает проекту «Сопричастность», который работает по инициативе губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко.
ЧТО БЫЛО ДО СВО
Позывной «Малыш» он получил в учебном лагере в Троицком, куда прибыл вместе с другими корсаковскими добровольцами и мобилизованными. Командиры положительно оценили его серьезность, рассудительность, и то, что у парня был опыт службы в армии. А вот найти обмундирование для новобранца оказалось непросто. Ведь рост, за который он получил свой позывной, был…около двух метров! Плюс соответствующий размер ноги. Неудивительно, что готовой формы для него не нашлось.
Пришлось развернуть настоящую операцию «Одеть «Малыша», к которой подключились корсаковский Совет ветеранов боевых действий, предприниматели, неравнодушные люди. Общими силами в специализированных магазинах и на складах нашли все, что полагается.
А вырос богатырь в одном из корсаковских сел. Мама воспитывала сына одна. И теперь, став взрослым, многое повидавшим мужчиной, он знает, как же нелегко порой приходилось с ним маме! Но уже в школе ему было понятно, что надо как можно скорее становиться по-настоящему самостоятельным. После девятого класса окончил политехнический колледж СахГУ. Потом была срочная служба в армии. Далее служба по контракту в Южном военном округе. Затем возвращение домой, работа, планы на дальнейшую мирную жизнь. Но началась специальная военная операция, и после объявления о мобилизации наш герой отправился в военкомат и записался добровольцем.
О ДОЛГЕ НЕ ГОВОРЯТ. ДОЛГ НАДО ВЫПОЛНИТЬ
– Что вас заставило принять такое решение? У вас уже был опыт срочной службы, и по контракту вы служили. То есть, без всякой романтики, отлично знали, на что идете. И все-таки решили стать добровольцем?
– Я это сделал, потому что так было надо. Так было правильно.
– Когда говорят: «Сделал так, потому что так было надо», это значит, говорят о выполнении долга.
– По-моему, о долге говорить вообще не надо. Долг надо выполнить – и все.
ПЕРВЫЙ БОЙ
– Расскажите о своем первом бое?
– Как про это расскажешь? Он длился, кажется, часов пять. Мы тогда в засаду попали.
– Вам было страшно?
–Страх есть у каждого человека. А вот паники не было. Понимаете, у меня в учебном лагере командир отделения и командир роты во время своей службы побывали в боях. Они нас многому научили. И потом, когда прибыли в зону спецоперации, нас еще два с лишним месяца готовили, чтобы мы могли на автомате действовать в боевой обстановке, выполнить поставленную задачу и выжить. И после того как нам объявили, что завтра отправляемся на «передок», поняли, что пришло время делать то, чему нас учили. Приказ есть приказ. Его надо выполнять.
СВОИХ НЕ БРОСАЕМ
– Может быть, следующий вопрос покажется немного смешным, но я все-таки рискну его задать. На линии боевого соприкосновения вы не пожалели о своем росте?
– А почему я должен жалеть?
– Хотя бы потому, что в крупную мишень легче попасть.
– Наоборот, мне мой рост очень пригодился. В том, самом первом, бою рядом со мной тяжело ранили бойца. Попало в ногу и сильно задело вену. (От редакции: напомним, ранение в вену или артерию опасно тем, что после таких повреждений начинается интенсивное кровотечение, при котором за 10 минут может развиться травматический шок со смертельным исходом. Поэтому крайне важно срочно оказать правильную медицинскую помощь!). – Помогло, что мы были хорошо обучены, в том числе навыкам первой медпомощи. Я сразу сделал раненому обезболивающий укол, потом наложил жгут. Ребята помогли взвалить его на плечи, прикрыли нас огнем. Я понес бойца, чтобы сдать профессиональным медикам. Когда слышал свист снарядов, прижимался к земле и закрывал парня собой. Вот тут и порадовался, что я такой большой и широкий, и могу его полностью прикрыть.
– Ваш раненый остался жив?
– Жив, и уже ходит.
– То, что вы сделали – очень мужественный поступок!
– Самое обычное дело. Ребята по 15 человек вытаскивали за один бой. Своих не бросаем.
СОЛДАТСКИЙ БЫТ
– Всех нас волнует, как обстояли дела со снабжением и обмундированием мобилизованных? Понимаете, в интернете и соцсетях иногда проскальзывает информация, что армия раздета, а бойцы голодают. Были в вашем отделении или лично у вас такие проблемы?
– Те, кто распускает такие слухи, скорее всего, любят разные провокации. Или кому-то не сразу выдали всю экипировку, и парень сразу ударился в панику. В армии, так же, как и всюду, могут быть сложные ситуации. Вот у меня были проблемы с обмундированием. Но все решается. В сахалинских учебных центрах есть все, что надо – бани, столовые, кормят там нормально. И в зону боевых действий мобилизованные выезжают обеспеченные всем необходимым.
– А в самой зоне СВО?
– Все на уровне. Но давайте так: участие в боевых действиях – это не лагерь отдыха, это тяжелая работа. Там все сладко и гладко не может быть. В момент разлетаются перевязочные материалы, мыло, зубная паста. Даже носки и нижнее белье стирать и сушить негде, и они получаются как бы одноразовыми. Снаряжение в бою тоже надолго не сбережешь. Поэтому что-то приходится докупать. Но это, повторяю, штатная ситуация. Бывает, если выдвигаешься на боевое задание, горячую кухню за тобой не везут. Обходишься какое-то время сухпайком. Но в остальном налажен нормальный быт. Не беспокойтесь, мы сыты и одеты.
«УРАЛ» С САХАЛИНА
– Гуманитарная помощь нужна?
– Конечно, нужна! Почему нет? Помощи всегда рады. Перед Новым годом к нам пришел целый «Урал» с сахалинской «гуманитаркой». Было очень приятно, и гордость большая за то, что земляки такие молодцы! С Сахалина много приходит помощи.
– Что является самым необходимым? Чаще всего люди покупают для отправки в СВО сладости, чай, кофе…
– Ну что ж, если есть минутка, то попить чаю с чем-нибудь вкусным всегда приятно. На передовой востребованы медикаменты, средства гигиены, перевязочные материалы, газовые баллоны, теплые вещи, тактильные перчатки… Очень радуют письма и открытки. Когда читаешь: «Возвращайся с победой!», сразу настроение становится другим.
СПАСИБО ЗА МАМУ!
– Когда вы вернулись после ранения на реабилитацию домой, что вас больше всего обрадовало?
– Встреча с мамой. Когда она меня провожала, да и пока ждала, держалась как могла и почти не плакала. А когда вернулся, дала наконец-то волю слезам. Рад был узнать, что без меня о ней заботились и не оставляли одну. Помогали соседи, работники соц-защиты постоянно звонили. Продуктовые наборы привозили. Всем спасибо от души!
– Видите, мы тоже своих не бросаем. Научились этому у вас, наших защитников.
– И это правильно. Вместе – мы сила!
СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ
– Что вы посоветуете молодым ребятам, которые готовятся к срочной службе?
– Скажу вот что: лично я среди противников украинцев почти не видел. Практически все, с кем мы сталкивались, были наемниками НАТО. И воюют они не за интересы Украины. Зачем она им? Воюют они против нас, против нашей страны. Вот об этом надо помнить, и очень серьезно готовиться дать им отпор.
– А у вас лично какие планы на будущее?
– Вернуться с победой!