В Музее космонавтики столько экспонатов, что мимо некоторых народ пробегает, не глядя. Но мой глаз зацепился за странный артефакт, выставленный в витрине с документами, относящимися к самому раннему периоду отечественной космонавтики.
Читаем аннотацию, удивляемся, приходим в восторг!
Восхищает не только невероятное изящество проекта, но и дата: 1928-1929. Ведь в это время не было еще ни космонавтики, ни производства солнечных батарей! И даже развитой научной фантастики тоже фактически не было.
Полюбуемся еще раз.
А что там рядом, в той же витрине?
Письмо юного Валентина Глушко к Константину Эдуардовичу Циолковскому. У них была переписка, и здесь Глушко по просьбе Циолковского перечисляет книги и статьи, в которых цитируются его работы.
Выше помещена книга Циолковского, изданная за счет автора в Калуге в 1914 году. Рассмотреть ее не очень легко, но при увеличении фото обнаруживаются весьма примечательные надписи с датой 18 июля 1975 года.
Это, если кто помнит, день встречи в космосе экипажей советского корабля "Союз" и американского "Аполлон". И надписи на обложке принадлежат космонавту Валерию Кубасову (внизу, под "цена 15 копеек") и Томасу Стаффорду (вверху слева), а справа написано - "Стыковка Союза Аполлона" (с датой).
Ну, и некоторое послесловие.
Биография Валентина Петровича Глушко (1908-1989) хорошо известна, можно почитать хоть Википедию. В конце своей довольно долгой (и отнюдь не легкой) жизни он мог наслаждаться всеми заслуженными им почестями и наградами.
Мощные ЖРД конструкции В. П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили вывод на орбиту первых советских искусственных спутников Земли, полёты Ю. А. Гагарина и других советских космонавтов, запуски автоматических межпланетных станций к Луне и планетам Солнечной системы.
Но что меня особенно удивило, помимо конструкции "летающей тарелки": Глушко по первой профессии был... музыкантом! Скрипачом! Его учитель - Пётр Соломонович Столярский!
Поэтому профессиональный curriculum vitae Глушко выглядит невероятно; в наше время такое вряд ли возможно.
Правда, после Одесской музыкальной академии Глушко учился и в Ленинградском университете по технической специальности, но... бедность помешала ему получить диплом (сейчас бы он тоже вряд ли осилил платное обучение).
Университет В. П. Глушко так и не окончил: в феврале 1929 года, уже после сдачи государственных экзаменов, студент-пятикурсник Глушко (который не получал стипендию, живя за счёт случайных заработков, и не смог внести плату за обучение в первом полугодии) был отчислен из ЛГУ.
Собственно, проект гелиоракетоплана, вставленный теперь в Музее космонавтики, должен был стать его дипломной работой.
А вы говорите - "скрипач не нужен"...
Задним числом подумала: жаль, я увидела эту летающую тарелку так поздно, а то могла бы описать нечто подобное в своих фантастических романах. Впрочем, я предпочитаю не вдаваться там в технические подробности, чтобы не сильно насмешить компетентных читателей.
Мои фантастические романы из цикла "Хранительница" по-прежнему доступны на сайтах Литмаркет, Бусти и Литрес; дополнение к "Хранительнице" - "Письма Звёздному императору" - на Автор.Тудей и Литмаркет.