Сейчас множество сервисов для работы логопеда- онлайн. Я не отстала от современности и тоже попробовала данный формат. Что я хочу сказать, подходит это далеко не всем. После проведения бесплатной диагностики, выявились следующие проблемы.
Сначала мне казалось, ну чего такого сложного. Обучу маму, как провести диагностику слуха ребенку с сенсорно-моторной алалией, или объясню, как сделать массаж малышу с дизартрией, и пусть родители помогут своим детям.
К сожалению, так не выходит. Скидываю маме методичку по алалии для ознакомления. Мне в ней все предельно понятно, и кажется вполне разжевано. Смотрю на нее и понимаю, что не разберется, ребенок уже взрослый, а она за столько лет не разобралась. Пишу описание массажной техники, показываю наглядно, и тут маме сложно.
Детям моторникам- невозможно сделать массаж по интернету. Особенно когда речь идет о корне языка, когда техника сопряжена с не самыми приятными ощущениями. Мам тоже можно понять. Тут мышцу зафиксируй, здесь прижми, чтобы корень вошел в нормальное положение, а затем бери зонд или его заменитель- для человека, который и зондов то в руках ни разу не держал, это кажется какими-то дебрями. Методики Новиковой в интернете представлено множество вариантов, но о корне языка в ней написано крайне мало. Видимо, считается, что постепенно, работая на языке зондами удастся дойти до пораженного места и отодвинуть рвотный рефлекс, но так это, к сожалению, не очень работает на практике и нужны особые примочки.
По интернету можно поставить звуки малышу с дислалией, без поражения мышц. Можно сделать это даже по видео урокам, важно начинать вовремя. Не встал звук по возрасту. Сразу начинаем его ставить, не получается ищем лого массажиста. Когда у ребенка едет не 1 -3 звука, а практически все, то тут речь редко идет о дислалии, в основном причиной становится дизартрия. Когда в мышцах есть поражение тонуса. На такой рот звуки ставить бесполезно. Язык оттянут в горло, мы можем сколько угодно пытаться разработать его кончик логогимнастикой, толк от этого будет минимальный, так как пораженный участок просто не пустит его продвинуться вперед и занять правильное для речи положение.
Логопедический массаж нужная и полезная техника. При большинстве серьезных речевых поражений без нее не обойтись. Опять же, речевые нарушения лечатся не быстро. Думаю, многие мамы малышей с неврологией знают, что 1 курсом массажа мышц тела редко удается обойтись. Многие делают массаж годами, чтобы привести ребенка в более-менее пригодную форму. Обычно массаж выполняется курсом 10-15 раз- максимум месяц, а затем мышцам дают время на отдых. В это время отдыха тонус нормализуется. То есть чтобы получить хоть какую-то минимальную динамику нужно потратить 15 дней на массаж и еще 2-3 недели на отдых. Либо проводят постоянно, но с перерывами в несколько дней, чтобы речевой аппарат успевал отдохнуть. В общем-то путь не близкий, так сказать.
Многих отталкивает сама техника массажа, даже простая работа по Новиковой, изученная и отточенная многими поколениями специалистов, становится сложным шагом для родителей. Взрослому ребенку можно без проблем провести данную процедуру, ничего катастрофического в ней нет. Так сказать, скорее сильно неприятно при разработке сведенной тонусом мышцы. Малышу же с его детской чувствительностью тяжело даются даже ручные манипуляции. Конечно, все это дело привычки, после 3-5 сеанса ребенок привыкает. А после 1-2х курсов, разработав мышцы болевые ощущения снижаются, и массаж делать намного проще. Однако, многие родители, искренне надеются вытянуть речь играми, плясками и карточками. Если проблема в аутизме при сохранном тонусе - это вполне возможно. Если же в основе поражение мышцы- увы нет.
Тонусовые проблемы с возрастом не уходят, ребенок не перерастёт дизартрию, так или иначе ему все равно потребуется массажная техника. Если речь есть путь даже смазанная по звучанию, то ждать еще как-то можно по крайней мере психически ребенок не откатывается в развитии и УО не приобретает. В отличии от анартрии, когда поражение значительно и речи нет вообще. Нужно иметь в виду, чем старее поражение, чем дольше мышца оставалась не разработанной, тем сложнее будет исправить дефект.
Моему сыну для восстановления тонуса потребовалось 2.5 года постоянного логомассажа, я даже не считала количество сделанных сеансов, но передышки я для него тоже делала минимум в 2 недели. Я и сейчас все еще периодически делаю ему массаж. Так как постепенно тонус откатывает умелки назад. Звук Р, который в обычной речи стоит и автоматизирован, во время пения норовит снова уйти в горловой. Здесь скорее проявляется особенность нашего поражения мозга. Мамы деток с ДЦП прекрасно знают, что такое тонусовые откаты, и как мышцы без реабилитации норовят вновь занять не правильное положение. В тяжелых случаях без постоянной поддерживающей терапии бывает даже полный регресс речи.
В итоге, я сделала вывод. Сложным детям особенно с моторными проблемами в основном логопед нужен очно. Онлайн можно объяснить, как поставить звуки, если нет серьезного поражения мышц. Расписать маршрут развивающих занятий для малыша с сенсорной алалией или аутизмом, когда слышимая волна выявлена и нужно систематизировать слуховое восприятие для нормализации распознавания слов и звуков в речевом потоке. Если поражение тотально, и волна не найдена, ребенок совершенно не понимает обращенную речь, команды не выполняет совсем, ориентируется на чтение по губам и ситуацию. Тут в 1 очередь нужна диагностика слышимого диапазона. Только после нее можно сделать выбор области специалиста стандартная дефектология или все-таки сурдопедагогика.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.