Найти в Дзене

Очень пригодились бабочки мне и сыну, чтобы впервые обсудить смерть.

Эта бабочка родилась первой и умерла последней
Эта бабочка родилась первой и умерла последней

Не совсем планируемый, но весьма важный разговор перед сном состоялся с сыном относительно бабочек:

- Сын, я хочу с тобой обсудить одну вещь.

- Давай.

- Сегодня нашей первой бабочке пятый день. А естественный жизненный цикл на стадии бабочки у неё около недели.

- Она уже значит старенькая.

- Точно. А это что значит?

- Она скоро умрёт.

- Верно. В скором времени мы её потеряем. Какой у нас план действий, когда это случится?

Сын начал наигранно хихикать и сказал, что выбросим её у мусорку. Это отрицание, когда ты пытаешься сделать вид, что больной темы не существует или она для тебя не значима. Защита путём избегания. Современным языком это явление называется «эскейпизм», от названия кнопки клавиатуры Esc – выход. Думаю, понятно и так, что это самый неэффективный и в долгосрочной перспективе опасный способ «решения» вопросов, потому что уйти от проблемы, это никогда не решение, а накопление проблем и когда-нибудь бахнет оптом.

- Мне будет жаль её выбросить, - не даю ему соскочить с темы.

- И мне.

- А что тогда будем делать?

- Купим новую, - с грустью в голосе говорит сын.

И вот ещё одна уловка мозга, которую он придумал, чтобы избегать травмирующих мыслей: сделать вид, что эмоциональной дыры нет и не будет, если закрыть её чем-то другим.

- Но новая бабочка тоже через неделю умрёт. Она не отменит печали из-за того, что у нас не стало первой, нам будет грустно не от одной потери, а от двух, то есть наша грусть станет двое больше. Мы готовы к такому?

- Я не хочу грустить ещё больше.

На этих словах он заплакал, потому что встреча с неминуемым только что произошла. Я обняла своего мальчика и мы сидели в тишине какое-то время. Его легко можно понять – он ощутил кожей, что впервые в жизни встретится со смертью в реальности. И он не знает, что с ней делать, как себя вести, чего ждать от окружающих и куда деть весь букет эмоций, который на него рухнул в один момент. Да, смерть кого-то незначительного в целом, но к кому он испытывает эмоции и в его мире прямо сейчас они очень сильные и самые важные на свете.

Я отдаю себе отчёт, что на этой лайтовой версии знакомства с неизбежным и естественным течением жизни, я могу прямо сейчас дать ему направление и понимание, как это прожить без вреда для своего психологического состояния (потому что я уже умею, а он ещё нет) и для этого я и начала этот разговор. Это мой вклад в его внутренний рост. Тренировка на малом.

- А что тогда делать? – спросит сын через время.

- Когда я что-то теряю, я разрешаю себе грустить. Столько, сколько нужно. Грусть – это эмоция, её нужно прожить и отпустить, как любую другую. С радостью, например, такая же история. Тебе, например, купили долгожданную игрушку и ты ей очень обрадовался. Но ведь ты не можешь ей радоваться всю жизнь и не должен: что-то произошло, ты обрадовался, жил какое-то время с этой радостью, а потом она выходит из тебя и оставляет после себя память о себе, но самой её нет. С грустью так же – в тебя вошла грусть, она поживёт в тебе, даст тебе какой-то опыт и уйдет, оставив память.

- Значит мы будем помнить бабочку, после того, как она умрёт?

- Конечно! У нас останется много фотографий и видео, которые останутся с нами навсегда и мы будем возвращаться к ним всякий раз, когда это будет нужно.

- И тогда мы никогда не купим новую бабочку?

- Эти вещи не связаны между собой. Мы можем купить новую бабочку, но не потому что у нас нет первой, а потому что захотим другую бабочку, но при этом не будем делать вид, что это одна и та же бабочка или бабочка-заменитель. И будем помнить обеих бабочек, потому что они нам нравятся.

Сын заулыбался и крепко меня обнял, а я счастлива, что могу быть проводником в мир становления его личности.

А казалось бы – просто бабочка.

#БайкиНеугомоннойБарышни

https://t.me/baikiNB