Найти в Дзене
вопросы безбожника

Левша

Утащил у приятеля по ФБ
Со сказкой Лескова «Левша» я познакомился лет в 10 посредством мультика (ссылку дам в первом комменте, все равно информация справочная). Всё лексическое изящество Николая Семеновича – все эти «мелкоскопы», «досадная укушетка», «нимфозория» и пр. – я, понятное дело, оценить не мог. Хотя кое-какие намеки все же, кажется, уловил. Про «ружья кирпичом не чистят» четко запомнил.

Однако после просмотра возникла у меня мысль: а ведь не выполнили тульские мастера царский приказ. Нет-с, не выполнили. Император Николай Палыч командовал: «Превзойти!» В смысле – мастерство аглицкое превзойти; во всяком случае, в мультике, на 14:30; в тексте такого прямого указания нет. И русские мастера, как известно, блоху подковали. Но изначально, напомню, она была стальная, заводная. Робот почти. Стало быть, внутри у нее были всякие пружинки, рычажки и шестеренки, куда более мелкие, чем подковы, выкованные в Туле. В чем же превосходство-то? (думал десятилетний я).

Опять же, подкованная блоха перестала танцевать, значит, подковав, Левша со товарищи ее только испортили (об этом в наши дни неоднократно говорил Д. Быков, но я и сам додумался до того же еще году в 81-м).

Наконец, сам Левша, когда ему предлагают остаться в Англии, отказывается. Мол, «вера наша русская – самая правильная!» Понятно, что, вернувшись на родину, он сгинул. Но меня другой вопрос волновал: на базе чего он, неглупый, судя по всему, человек, сделал такой странный вывод? Он сопоставил множество разных вер и сравнил их по какому-то критерию? Вроде нет. Так почему?

В тексте у Лескова, кстати, есть аргументы:

-- Потому, -- отвечает, -- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

-- Вы, -- говорят англичане, -- нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.

-- Евангелие, -- отвечает левша, -- действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.

-- Почему вы так это можете судить?

-- У нас тому, -- отвечает, -- есть все очевидные доказательства.

-- Какие?

-- А такие, -- говорит;-- что у нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего, и даже, кроме одного воскресенья, никаких экстренных праздников нет, а по второй причине -- мне с англичанкою, хоть и повенчавшись в законе, жить конфузно будет.

Выводы? Извольте. «Левша» - прекрасная, мудрая и очень печальная сказка, Лесков – великий писатель, а на Руси ничего не меняется.