Найти тему
Андрей Казачкин

Российский Идеалистический Соборный Корпоративизм или Монархия (Два различных базовых принципа построения общественного бытия)

«Мы, равные тебе, клянёмся признавать тебя, равного нам, своим королём и правителем, при условии, что ты будешь соблюдать все наши свободы и законы; но если нет, то нет»
Присяга каталонских рыцарей

Результаты исследований нашего НИИ постоянно свидетельствуют о том, что общественное, и тем более государственное устройство похоже, по своей сути, на устройство компании или корпорации, только гораздо крупнее, но тоже с вполне определенными целями. Впрочем, идея сравнения человеческого мироустройства с корпоративными отношениями не нова. О том, что мир подобен некоему производственному предприятию говорил и Сам Христос. Например, здесь (Мф 20:1-16)

Мы не будем сейчас касаться проблематики, упомянутых в Евангелии, вороватых "неверных управляющих", "злых виноградарей", "ленивых рабов", "зарывших талант работниках" и т.п., об этом и так много говорено. Давайте подумаем о самом устройстве социально-государственного предпринимательства, о его правильном функционале в контексте глобального рынка Мироздания.

Разумеется, никто не создает Компании (Государства), с тем чтобы прогореть, но создают с надеждой исполнять задуманное, реализовывать свои мечты, получать прибыль(1) и процветать. И потому учредители и руководители предприятия изначально возлагают на себя персональную ответственность за достижение поставленных Целей.

Очевидно, что в управлении предприятием не может быть и речи о каком-либо демократическом или коммунистическом большевизме, поскольку ни тот ни другой способ "управления" не подразумевает какой-либо личной социальной и тем более материальной ответственности со стороны руководящего и законодательного корпуса за ошибки, допущенные в управлении компанией (в нашем случае, за ошибки в управлении государственным образованием, страной).

Поэтому все существующие компании выстраиваются, преимущественно по двум концептам, либо монархическому (автократия), либо корпоративистскому. Первый подразумевает принцип: "Один умный и тысяча дураков", в смысле один дает указания все остальные их просто исполняют. Второй создается как: "Компания выстроенная на определенных внятных корпоративных принципах, которым добровольно подчинены все от швейцара у входной двери компании, до членов совета директоров и руководителя Корпорации (Генерального Директора)".(2)

Естественно, что в первом случае руководитель компании - это некий местечковый монарх, по сути, "царь и бог" в одном флаконе, поскольку именно от его манеры обращения с подчиненными, от его деловых навыков, от его умения, от его профессиональной компетенции, его организаторского таланта, воли и иных личностных качеств зависит успех всей компании(3).

И если такая компания процветает — это означает прежде всего то, что ее глава достаточно умен и искусен. Но как правило после его ухода (с поста или из жизни) редко случается, чтобы на смену такому руководителю пришел подобный ему талант (тем более его прямой потомок - наследник). Чаще приходит, безталанный карьерист или вообще властолюбивый самодур и тогда некогда процветающая компания приходит в упадок или вообще уходит в небытие. К чему я это так подробно рассказываю?

К тому, что многие сегодня полагают, что главная проблема современного российского социума — это отсутствие монархии! Но это не верно! Очевидно, что те, кто так думает, не видят той простой истины, что монарх – это человек. А любой человек, как личность, вовсе не безупречен.

Более того, на одного праведного Монарха, чаще всего приходятся сотни, а то и тысячи бездарностей и самодуров. А ведь известно, что рыба гниет с головы. Чаще всего именно сами Монархи (обязанные по должности блюсти Закон Всевышнего, тот самый данный Свыше Корпоративный Свод неизменных Вселенских Принципов), искривляли сей Закон и по сути сами являлись причиной не только собственного падения, но и причиной соблазна, деградации своих подданных и крушения своих царств(4).

В монархическом обществе именно человек, отождествляемый с занимаемой им руководящей должностью, является его "слабым социальным звеном". Достаточно после праведного и благородного Царя взойти на престол нечестивому владыке и все… Некогда процветавшее царство моментально приходит в упадок, поскольку, подконтрольное единовластному самодурству общество, самодур стремится сделать таким же негодяйским каков он сам.

Следовательно, для более совершенного государственного устроения монархический строй, где монархом поставляется смертный человек (тем паче его наследники), не подходит, в силу своего главного недостатка - исключительной социальной зависимости от тех или иных духовно-нравственных и иных качеств одного единственного смертного человека. Кстати, именно об этом содержится предупреждение в Библии (1-ая Царств 8:1-20).

С точки зрения построения аутентичных Социума и Государственности, гораздо более перспективен второй вариант - общество выстроенное на идеалах Корпоративизма свободно и добровольно разделяемых всеми его активными членами, при том, что и сами положенные в основание социума корпоративные критерии-принципы, находятся в гармонии с едиными Высшими Корпоративными Принципами Мироздания (установленными Творцом), и являются по своей сути их земным, материальным, общественным, локальным отражением.

Таким критериям соответствует издревле известный идеал Соборности! Тот самый принцип Соборности, который сегодня многие (благодаря ленинскому ВсеОбучу), путают по своему невежеству, с двумя типами имитации Соборности: коммунистическим большевизмом - "советами" и его родным братом-конкурентом демократическим большевизмом - "парламентом".

Естественно, невозможно для решения всех текущих государственных дел, каждый раз собирать Соборы. Для этого и избирается Верховный Правитель, Вождь, Президент... Но в контексте соборной корпоративистской парадигмы, сам таковой народный избранник(5), не является "автократическим самодуром", но подчинен и служит тем же самым единым Высшим Соборным Корпоративным Идеалам и Принципам, что и любой другой его соотечественник, обладающий избирательным правом(6).

Посему приведенная в эпиграфе присяга каталонских рыцарей своему Правителю: «Мы, равные тебе, клянёмся признавать тебя, равного нам, своим королём и правителем, при условии, что ты будешь соблюдать все наши свободы и законы; но если нет, то нет», с точки зрения предлагаемой общественной парадигмы - Российского Идеалистического Соборного Корпоративизма -, актуальна на все времена.

ПС см. так же: "Царь или Вождь? (тео-историческая справка)"

_____________________

1) В случае аутентичного государства – это увеличение духовного и материального благосостояния его граждан и подданных.

2) Подробнее в книгах Джима Коллинза "Построенные навечно" и "От хорошего к великому"

3) Потому и сказано в Пророком - "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Изыдет дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его". (Пс 145:3-4)

4) Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. (Притчи 29:2)

5) «Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город.» (Сир. 10.1-3).

6) В аутентичном Государстве, право избирать и быть избранным, не должно быть безусловным. Но должно быть сопряжено с исполнением ясно изложенных определенных в Конституции общественных обязанностей. И те люди, которые сознательно уклоняются от исполнения таковых конституционных обязанностей, соответственно должны лишаться и избирательных прав.