ч.1: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ
ч.2: ПРОСТОТА И ГЛУБИНА
ч.3: БЕСПРИСТРАСТИЕ
ч.4: КРАТКОСТЬ
ч.5: СДЕРЖАННОСТЬ
ч.6: ЛИТЕРАТУРНОЕ МАСТЕРСТВО
ч.7: СОВЕРШЕНСТВО
ч.8: НЕУНИЧТОЖИМОСТЬ
ч.9: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые черты Библии настолько удивительны, что они указывают на ее божественное происхождение. Эти особенности заслуживают детального исследования.
Одной из поразительных черт Библии является ее единство наряду с таким большим разнообразием. Возьмем, к примеру, ее структуру: Библия состоит из 66 книг, написанных, как минимум, сорока авторами - многие из которых не знали друг друга - на трех языках, в промежуток времени, составляющий около 1500 лет. Ее авторы жили в разных местах и были подданными разных империй (Ассирийской, Вавилонской, Мидо-Персидской, Греческой и Римской).
Сопоставив писания всех этих, таких разных, мужей, мы получим ошеломляющее единство. Библейские темы, факты и принципы показывают, что один великий Разум координировал написание этих книг. Давайте рассмотрим примеры единства в этом уникальном собрании сочинений.
Иисус
Иисус - главное единство Писаний, ибо свидетельство Иисуса есть дух пророчества (Отк. 19:10). Каждая книга Библии имеет отношение к Галилеянину и Его связи с людьми. Богу было угодно соединить все в Своем Сыне (Еф. 1:10). Некий анонимный автор написал об Иисусе:
“Я вижу, что в книге Бытие о Нем пророчествуется как о Примирителе. В Исходе - как о пасхальном Агнце. В Левите - как о козле отпущения. В Псалтири Он - Пастырь. В Песне Песней - Нарцисс саронский, Лилия долин и Лучший десяти тысяч. У Иова - Посредник. У Исаии - Страдающий Раб. У Даниила - Святой. У Иеремии - Отрасль. У Матфея - Мессия. У Марка - Творящий чудеса; у Луки - Христос. У Иоанна - Слово. В Деяниях - Князь жизни. В Римлянам - Избавитель. В 1 Коринфянам - Премудрость Божья. В Колоссянам - Рожденный прежде всякой твари. В 1 Петра - Блюститель. В Евреям – Первосвященник. В Откровении - Альфа и Омега”.
Развитие религиозного учения
Другим примером единства Библии является прогрессивное развитие религиозного учения об отношениях Бога с людьми: сначала - патриархат, затем - иудаизм и в конечном итоге - христианство. Эти три типа отношений Бога с человеком представляют семейную религию, национальную религию и интернациональную религию. Логическое и кульминационное развитие этих религиозных систем, отраженное в Ветхом и Новом заветах, дает ясную и связную картину всего объема явленного нам религиозного учения.
Образы и их осуществление в жизни
Поразительным примером единства всех священных писаний являются образы и то, как они осуществились в жизни. Ветхозаветные события нашли свое повторение в Новом Завете. Лестница из видения Иакова и Иисус. Переносное сооружение, построенное Моисеем, и нерукотворная духовная скиния. Манна небесная и Иисус. Чудесный переход через Красное море и новозаветное крещение (1 Кор. 10:2). Жена, ее рабыня и их сыновья стали аллегорией двух религий (Гал. 4:22-26). Царь-священник стал тенью роли Христа как священника и царя. Настолько тесно это единство образа и сути, что Ветхий Завет называют “скрытым Новым Заветом”, а Новый Завет можно рассматривать как “раскрытый Ветхий Завет”.
Завершение сюжетов
Повествования, начавшиеся в одной части Библии, на какое-то время оставшись незавершенными, завершаются в ее последней книге. Рассказ о древе жизни, упомянутом в начале божественного Писания, завершается Иоанном в книге Откровение. Рассказ о слезах и боли, берущей начало от первой матери, достигает кульминации в сообщении о том, что слез уже не будет. Рассказ о проклятии, появившемся с первым грехом, завершается Божьим заверением, что “ничего уже не будет проклятого” (Отк. 22:3). История жертвоприношений - начавшаяся вскоре после изгнания Адама и Евы из Эдема - достигает своей волнующей кульминации в истории из книги Откровение о льве из колена Иудина, который одновременно был Агнцем как бы закланным (Отк. 5:6).
Сравнения
Это единство на фоне такого разнообразия авторства и обстоятельств заметно еще больше, если рассматривать его через сравнения. Взяв на выбор любые несколько книг разных авторов, писавших на трех языках в промежуток времени, составляющий 1500 лет, мы бы очень удивились, если бы смогли найти в них хоть одну связующую мысль. Даже если собрать все древнегреческие памятники литературы в один том, то единственным сходством между ними будет их общее греческое происхождение.
Сравнение Библии с другими религиозными книгами только поможет подчеркнуть ее потрясающее единство при таком разнообразии. В небиблейских религиозных книгах вы не обнаружите особого единства. По словам Джеймса Орра, так называемые священные писания магометан, зороастрийцев и буддистов “не имеют единства. Они суть накопление разнородных сведений... без какого-либо порядка, развития или плана”.
Для сорока скульпторов (в своем большинстве не знающих друг друга) было бы невозможно, не имея под рукой общего плана, высечь отдельные части статуи так, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Точно так же сорок художников без общего руководства не смогли бы написать каждый свою часть одной картины, которая бы затем была признана шедевром. Части головоломки не состыковались бы вместе, если бы ее разрезанием на составные части не руководил один человек. Камни, сложенные в прекрасный храм в правление Соломона без стука молотков, тесел и каких-либо других железных инструментов, должны были быть обтесаны в соответствии с заранее заданными размерами (3 Цар. 6:7). Эти сравнения подчеркивают необходимость в Координаторе, который бы проследил за тем, чтобы получился шедевр гармонии, называемый Библией. Для исполнения музыкального произведения группой разных исполнителей не обойтись без планирования и общего руководства, и гармоничное единство Библии требует никак не меньших усилий.