Найти тему

День съехавшей крыши

День съехавшей крыши - реально существующий праздник, который отмечается 24 февраля. Но мы в этот день отложим шутки в сторону и расскажем об очень важном понятии не только для психиатрии, но и для общества в целом - понятии нормы.

Во все времена были люди, чье поведение отличалось от общепринятого. Все непонятное, не вписывающееся в рамки, окружающие приписывали либо дурному характеру («Да он просто дурак/лентяй») либо воздействию злых внешних сил («Это его враги надоумили/бесы попутали»). В последнее время, когда вокруг стало больше информации о ментальных расстройствах, появилось еще одно «объяснение» - психическая болезнь: «Да он шиз, ему лечиться надо!»

Соблазну приписать чужие мысли, убеждения, поступки, которые кажутся странными или неприемлемыми, к проявлению психрасстройств подвержены и обыватели, и вполне осведомленные люди, вплоть до некоторых врачей-психиатров. Хотя последним по долгу службы положено знать, чем отличаются реальные проблемы с ментальным здоровьем от просто странного поведения.

Говорить о полном психическом здоровье со стороны можно в том случае, когда человек способен регулировать свое поведение и адаптироваться к культурным нормам. Соответственно, при наличии ментального расстройства человек дезадаптирован и не может приспособиться к обществу, в котором живет, к своему окружению. Однако в обществе сосуществуют совершенно разные группы и у них свои собственные нормы, которые не всегда одобряемы большинством.

Например, различные субкультуры - психиатры старой закалки до сих пор могут приписывать цветные волосы и черную помаду к проявлениям шизофрении. Хотя на самом деле такая молодежь чувствует себя частью сообщества, где яркий внешний вид - это норма. Человек с реальными проблемами психики ввиду своего расстройства не в состоянии адаптироваться ни к требованиям обывателей, ни к нормам любого другого малого сообщества.

Одно и то же может быть и проявлением нормы, и сигналом о вероятном психическом заболевании. Например, вера в плоскую Землю вполне укладывается в мировоззрение малограмотного деревенского жителя, а вот для ученого-физика, который всю жизнь поддерживал академическую науку, внезапное переключение на сомнительную теорию может быть звоночком о ментальном неблагополучии. Стоит задуматься, если поведение человека вдруг начинает противоречить всему прошлому опыту, всей прошлой «нормальной» жизни.

Обыватели готовы записать в категорию «психов» кого угодно, однако внешние странности не означают автоматически наличия ментального расстройства. Поэтому закончить этот пост хотелось бы такими словами: давайте не будем называть всех, чье поведение нам не нравится или не понятно, «психбольными», а будем смотреть в корень и давать точные имена, будь то «неформал», «чудак», «человек другой культуры», а иногда и вовсе «мразь».

Ставьте лайк, если мы затронули важную тему!