По пятницам мне обычно подруга моя Галка звонит. Бывшая коллега. В том смысле, что я на пенсию ушла, а она осталась. Рассказывает, что да как в школе родимой. Но на той неделе она рыдала в трубку, и рядом угадывалось наличие успокоительного. Такое успокоительное обычно выдерживается годами в дубовых бочках. Другое не помогает.
На моем канале в основном размещаются методические материалы по биологии. И в следующий раз они обязательно будут. Но иногда хочется поговорить и о других вещах)
В чем дело, спрашиваю.
А вот в чем.
Обычный галкин рабочий день включает шесть уроков, два часа либо кружка, либо внеурочки, либо подготовки к ЕГЭ (заметим, что это уже восьмичасовой день прошел, а у учителя рабочий день вообще-то должен длиться 7 часов), проверку тетрадей и подготовку к следующему дню.
Раньше, в золотые годы, завуч и сама была учителем русского языка. Она понимала, что подготовиться к четырем параллелям по языку и еще к двум по литературе — нереально. Она ставила учителю уроки таким образом, чтобы подготовки было минимум. Например, три урока языка в восьмом классе и три — в девятом. Лепота! Две подготовки всего! Учитель был бодр на протяжении всего дня, дети получали максимум пользы.
Мало того, вы не поверите, но эта святая женщина перед началом учебного года спрашивала, какие у нас будут пожелания к расписанию!
Тем, кто далеко живет, старалась не ставить первые уроки. Пожилым «дачницам» делала методический в понедельник или пятницу, чтобы они могли побольше поработать в своих огородах. Я обычно просила не ставить мне седьмых уроков и за это принимала любое количество «окон».
Нынче расписание делает программа. Привет искусственному интеллекту, который делает все механически верно, но без души. Не знаю, какие параметры закладываются в эту программу, но уроки она ставит с размахом. Вот пример ее расписания: 5а-русский, 10б-литература, 7е-русский, 8а-литература, 10а-русский, 5б-литература.
Как вам?
У меня когда-то таким макаром один день в неделю стояли биология и экология. И вот как-то в ноябре в начале шестого урока я, как обычно, поздоровалась с учениками, предложила им садиться, посмотрела на них и подумала: «Кто это и что я должна с ними делать?»
В том смысле: какой это класс и какая тема?
Прошло отчетливых две или три минуты, прежде чем смогла начать вразумительный урок.
Это, товарищи, системная усталость.
Ну, тогда я была молода, быстро поняла причину, отдохнула как следует, отоспалась за выходные, и все прошло.
Но то было раньше.
Сейчас у Галки все дни такие. Но это бы еще ничего, привыкнуть можно. Однако в свете последних веяний в образовании дело усложнилось. Школы не просто объединились в комплексы, а стали обмениваться кадрами. Не насовсем, а так, на пару уроков в день. Кроме того, завелось дистанционное обучение.
Это значит, что седьмой «е» класс в галкином расписании — учится в другом корпусе. И за перемену нужно одеться (зима: сменить юбку на ватные штаны, переобуться, замотаться в шарф и прочее и пройти минут десять до другого корпуса). В эти же десять минут прибрать на столе в кабинете, потому что придет другой учитель и потому что завуч всегда кричит, если заметит на столе беспорядок, и подготовить все к уроку в другом кабинете другого корпуса.
А по вторникам у Галки девочка, которая учится дома. Дистанционно. Вроде бы все просто: по ссылке в электронном журнале входишь в конференцию и занимаешься с мотивированным учеником индивидуально. Однако завуч решила, что если учитель занимается с одним учеником, то в кабинете этого учителя будет вести урок другой учитель. И Галка каждый раз ищет пристанища. То в библиотеке, то в коридоре. С собственным ноутбуком, потому что в кабинете у нее стоит стационарный компьютер.
А его еще их дома притащать надо, помимо пары пачек тетрадей, "тормозка" с обедом (в школьной столовой учителей не кормят), ну и чего еще по мелочи. И не беда, что Галке больше трех кг поднимать нельзя - надо, значит надо.
Все описанное — в порядке вещей и вряд ли бы вызвало галкины слезы.
Но после новогодних праздников школьное руководство придумало хорошую вещь — сотрудничество с вузами. И теперь Галка должна дважды в неделю ездить с детьми на открытые мероприятия то в один вуз, то в другой. Дело очень нужное, и Галка всей душой за, но — это уже перегруз. Теперь она не проверяет тетради в школе. Она их проверяет дома. Часов в одиннадцать начинает и к двум ночи заканчивает.
А месяц назад Галке предложили (ну, как предложили, это больше походило на выкручивание рук) руководство методическим объединением. Помимо классного руководства, которое отнимает не только все свободное время в рабочие дни, но и львиную долю выходных дней. Родители ведь заботятся о своих детях — могут и в семь утра в воскресенье позвонить, и в одиннадцать ночи. Дети же!
А надо сказать, что методические объединения учителей русского языка и математики — самые загруженные в школе. Ибо эти два предмета сдают все дети. Биологию или географию могут выбрать, а могут и не выбрать. Порой учителя грозно хмурят брови: "Ты не сдашь географию!", и ученик отказывается от этого экзамена в пользу, например, обществознания.
Язык и математику сдают все.
"Выручайте", - сказали Галке. И Галка, человек эмпатийный и интеллигентный, зачем-то согласилась. Выручила.
Через пару недель после этого назначения ученики девятых классов написали диагностическую работу, и написали плохо. Галка в девятых уроки не ведет. Но в пятницу ее вызвали «на ковер» и отчихвостили чуть ли не до инфаркта.
Галка написала заявление.
Судите сами: четыре параллели, два предмета, классное руководство, руководство методическим объединением, подготовка к экзаменам (ведется и в 8-х, и в 10-хклассах), работа в двух корпусах, дистанционные уроки и еще два урока в неделю «с выездом» (к инвалидам на дом). Это явно не 36 рабочих часов, положенных учителю. Это работа на износ. Или на двух работников.
Знаете, что мне вспомнилось?
Роман Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». На первых страницах описывается жизнь семьи Клири. Многодетная мать Фиона, живущая на ферме с натуральным хозяйством (корову подои, масло сама сбей, хлеб испеки, постирай на восьмерых руками, сковородки, естественно, не Тефаль, отскреби и так далее) к вечеру так устает, что перестает понимать, кто она, где она и что происходит вокруг. И когда к ней подбегает дочка, которой братья разорвали куклу, у Фионы почти случается нервный срыв. Она физически не может больше работать. Она на пределе.
И у меня один вопрос.
Фиона живет в Новой Зеландии в самом начале двадцатого века. Галка живет в двадцать первом. Фиона «вкалывает» потому, что она одна. В семье нет другой женщины. И если Фиона не вымесит тесто или не постирает рубашки, этого не сделает никто. Муж ее и сыновья трудятся в поле, если что. Она выбивается из сил во имя выживания своей семьи.
А во имя чего выжимают соки из учителей?