Впервые эта сказочная повесть-притча Фазиля Искандера была опубликована в 1982 году. Почему-то мне кажется, что я читала её гораздо раньше, чуть ли не в детстве - возможно, это были отрывки, или какая-то журнальная публикация. Помню, что читала и смеялась над юмором писателя.
Перечитывая сейчас, уже не смеюсь, потому что и не юмор это вовсе, а сатира. Сатира на общество. Причём, не на наше – советское или постсоветское, а на общество вообще, любое.
Ведь в любом обществе есть правитель или правители, есть приближённые (допущенные к столу), есть стремящиеся к приближённым (к столу), а есть простой народ, которого удерживают в повиновении двумя факторами – страхом и надеждой.
Страхом перед – выбирайте по списку – внешними врагами, удавами, голодом, войной, потерей благополучия; и надеждой на (опять же по списку) светлое будущее, сытость, бессмертие, цветную капусту… И народ… ну, может, и не безмолвствует, но, во всяком случае, не восстаёт. И вдруг находится такой вот… сомневающийся, такой вот Задумавшийся, который начинает размышлять и своими размышлениями кидает семена сомнений в людскую (кроличью) массу. Кому это на руку? Будет ли обществу лучше? Может, и будет – но не сразу, а через бурление, революции, войны, и уж точно не все выживут в стихии. А, может, лучше бы и не трогать устоявшийся уклад? Ведь жизнь кроликов находится в относительном равновесии, всё ведь неплохо, и даже с удавами как-то всё не критично. Ведь мудрые правители знают, какими лозунгами и идеалами можно держать свой народ в узде. Надейтесь на скорое изобилие вкусной Цветной Капусты и усиленно размножайтесь – ведь чем больше кроликов, тем меньше вероятности у каждого отдельного кроличьего индивидуума быть съеденным Удавом. А посему главная проблема – это тот, кто вносит смуту в умы.
Вся повесть пересыпана замечательными цитатами, вложенными в уста кроликов, мартышек, удавов - простыми, но мудрыми.
Кроличьи мудрости:
«…Если мудрость бессильна творить добро, она делает единственное, что может, -- она удлиняет путь зла».
Из речи Короля кроликов по поводу гибели в пасти Удава Задумавшегося кролика:
«К сожалению, друзья мои, по сведениям, поступающим в нашу канцелярию, резко увеличилось количество кроликов, без вести пропадающих в пасти удавов. Из этого неминуемо следует, что удавы в последнее время обнаглели. Возможно, до них дошли слухи о новых теориях Задумавшегося, и они решили продемонстрировать силу своего смертоносного гипноза. Что же нам оставалось делать? Показать врагу, что мы притихли, впали в уныние? Нет и нет! Как всегда, на гибель наших братьев мы решили отвечать сокрушительной бодростью духа! Нас глотают, а мы поем! Мы поем, следовательно, мы живем! Мы живем, следовательно, нас не проглотишь!!!»
Мысли Находчивого кролика, который выдал Задумавшегося Удавам, конечно, по указу короля, который, впрочем, от своих слов открестился:
«Как и всякий преданный предатель, он был потрясен грубостью того, как его предали. Он не мог понять, что грубость всякого предательства ощущает только сам преданный, а предатель его не может ощутить, во всяком случае с такой силой. Поэтому любой преданный предатель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он предан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко».
Его же слова:
«Что может быть унизительнее для предавшего, чем сознание того, что его предательством не смогли как следует воспользоваться?»
И далее – совершенно потрясающий монолог, который является, на мой взгляд, кульминацией этой сказки, которая в один момент из сказки превращается в трагедию о предательстве.
«Ловушка всякого предательства, когда оно задумано, но еще не совершено, -- в двойственности твоего положения... Решив предать, ты мысленно уже владеешь всеми теми богатствами, которые тебе дает предательство. Я чувствовал себя владельцем самой свежей капусты, самой зеленой фасоли, самого сладкого гороха, не говоря о таких пустяках, как морковь. И все это -- еще не совершив предательства...
...Я бы сравнил душу с чистой белой скатертью. Именно на этой чистой белой скатерти я мечтал в будущем есть чистую королевскую капусту, фасоль и горох. А что же предательство? Да, я знал, что оно не украсит моей белоснежной скатерти, но я думал: что ж, оторву кусок, испоганенный предательством, а остальное расстелю, чтобы насладиться благами жизни. А тут что же получается? Хап! И вся скатерть в дерьме!
Это как же понимать? А на чем, отвечайте мне, есть заработанную капусту, горошек, фасоль?! Я-то как мечтал? Буду есть с чистой скатерти и бедным кроликам от моего стола буду кое-что подбрасывать, ворча на бездельников...
...А теперь что получается? Самому есть с дерьмовой скатерти? Оказывается, предательство измазывает своим дерьмом всю скатерть, а не часть ее, как я думал. Так ведь я ж этого не знал! Выходит, мне ничего не заплатили, выходит, мне ничего не остается, кроме этой дерьмовой скатерти, с которой я должен есть одерьмевшие от нее продукты?..
Злоба -- вот что тогда осталось во мне. И самая злобная злоба на чистеньких! Что ж вы меня не остановили, если вы такие хорошие, а?!»
Прошу прощения за такую длинную цитату; сокращала, как могла, но так хорошо написано, каждое слово на своём месте, что монолог кролика по своему эмоциональному накалу превращается практически в монолог Иуды. Обязательно возьмите томик Искандера и прочитайте этот потрясающий монолог целиком!
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/2803B38BB1E5BDF7.html