Найти тему

Разговор по душам. Пять русских романов, которые со мной на всю жизнь

24K прочитали
Друзья, я давно думал о том, чтобы создать какой-нибудь простой, почти разговорный формат в рамках Культурологического Ликбеза.

Друзья, я давно думал о том, чтобы создать какой-нибудь простой, почти разговорный формат в рамках Культурологического Ликбеза. Такой формат, где я просто общался с вами на какие-нибудь простые, но возвышенные темы. Дело в том, что в остальных рубриках моего блога царит гуманитарная наука, менторский стиль и просветительская направленность. Мне приходится часто скрывать своё отношение к тем или иным вещам из-за нейтральности научно-популярного стиля. Да ещё и в источниках закопаешься, прежде чем статью напишешь... А ведь иногда просто хочется поделиться своим в форме какого-то лёгкого повествования. Так родилась идея формата «разговор по душам». И сейчас я его воплощаю в жизнь. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез.

А сегодня я хочу с вами, друзья, поговорить о пяти русских романах. Это не какой-то топ лучшего и даже не рекомендации. Это сугубо личный разговор о тех произведениях, которые появились в моей жизни и никуда больше из неё не уйдут. И, естественно, после того, как вы прочтёте этот материал, я очень хотел бы, чтобы вы поделились своими личными русскоязычными романами и рассказали — почему они вам так близки. Откровение за откровение.

"Идиот" Ф. М. Достоевский

Не знаю, я читал этот роман раз десять и каждый раз открывал что-то новое. Самым страшным и удивительным открытием для меня стало соответствие Князя Мышкина девяти заповедям блаженства и то, как он их утрачивает по ходу романа, превращаясь в обычного человека. Кроме того, две сцены, которые я постоянно перечитываю отдельно от всего текста: это рассказ Мышкина о казни, свидетелем которой он стал в Швейцарии и сцена, где Рогожин хотел убить князя, но в итоге поменялся с ним крестами.

А ещё я очень люблю в этом романе второстепенных персонажей. Они порой у Достоевского получаются гораздо лучше, чем основные. Это престарелый пьющий генерал Иволгин, и офицер Келлер, и отвратительно-притягательный Лебедев. И все они так хорошо встроены в мир романа, идеально завязаны на князе Мышкине и вызывают отвращение, жалость, любовь, гнев, короче, весь спектр чувств. Живее не придумаешь.

"На ножах" Н. С. Лесков

Этот роман я прочёл довольно в зрелом возрасте, и для меня он стал чуть ли не лучшей иллюстрацией того, что происходило в русском обществе за 20-30 лет до революций. Лесков мастерски сумел показать провинциальное дворянство того времени: простых, не очень богатых и честных людей, живущих своей жизнью "по старине". И из романа понятно то, как эти простые и честные люди были абсолютно не готовы к лавине, которую несут объективные исторические предпосылки.

Но я Лескова люблю не только за это. По моему мнению, у Лескова — лучшие, а главное, самые разнообразные образы женщин в русской литературе. И именно «На ножах» нам демонстрируют мощнейшие женские характеры. Этот роман стоит прочесть хотя бы ради них.

Друзья, я давно думал о том, чтобы создать какой-нибудь простой, почти разговорный формат в рамках Культурологического Ликбеза.-2

"Час быка" И. А. Ефремов

Роман стилистически далеко не простой. Язык трудноват. Сразу видно, что его писал человек, занимающийся естественными науками. Но "Час быка" для меня — это апофеоз научной фантастики 60х - 70х годов, которой болел весь мир. Я очень люблю рассказы Роберта Шекли, романы Гарри Гаррисона, Станислава Лема (особенно, как философа) и даже монументальный цикл Айзека Азимова Foundation. Но Ефремов в сердце и душе ближе их всех.

С одной стороны, мне нравится этот космический коммунизм, который нарисовал Ефремов в своих романах. Я и сам до знакомства с Ефремовым представлял примерно так общество победившего коммунизма. Но второй аспект, который мне нравится в этом романе — это образ планеты Торманс. И самое страшное, что каждый раз перечитывай "Час быка" всё больше и больше находишь сходства между нашей Землёй и Торманс. Live fast, die young.

"Чевенгур" А. П. Платонов

А вот с этим романом я не могу найти никакого рационального зерна. Он мне просто нравится, и всё. Нравится странно, какой-то затягивающей атмосферой, почти мистической. Вообще, в разрезе научного понимания творчества Платонова, я в своё время потратил немало времени. Могу объяснить как "Чевенгур" связан с христианскими сектами и понятиям рая на земле. Какие литературные утопии были во основе этого романа, и причём здесь русский космизм Фёдорова. Символика персонажей и почему Копенкин так похож на гоголевского капитана Копейкина и Дон Кихота. Всё это у меня структурировано в голове, а текст всё равно нравится по другим причинам. В него я погружаюсь как в омут с головой. И я категорически не согласен с иследователями, которые говорят, что Чевенгур — антиутопия. Нет, это самая настоящая утопия и, пожалуй, самая талантливая утопия в русской литературе.

"Как закалялась сталь" Н. А. Островский

Предвижу, как некоторые скажут: что? эта большевистская агитка? Эта низкопробная литература? Мне плевать. "Как закалялась сталь" — замечательный роман. Для меня это один из немногих романов не только в русской литературе, но и в мировой вообще, где перед глазами по-настоящему сильный человек с идеалами. Павел Корчагин — не какой-то супергерой, это просто волевой человек. А потому ему хочется не только верить как персонажу, но и быть похожим. В минуты жизни трудной, вместо молитвы чудной как у Лермонтова, я всегда перечитываю эту цитату:
"
Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества".

Друзья, я давно думал о том, чтобы создать какой-нибудь простой, почти разговорный формат в рамках Культурологического Ликбеза.-3

Вот такой получился список, друзья! А какие русские романы останутся с вами до конца? Обязательно делитесь в комментариях. Откровение за откровение.

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.