Друзья, я давно думал о том, чтобы создать какой-нибудь простой, почти разговорный формат в рамках Культурологического Ликбеза. Такой формат, где я просто общался с вами на какие-нибудь простые, но возвышенные темы. Дело в том, что в остальных рубриках моего блога царит гуманитарная наука, менторский стиль и просветительская направленность. Мне приходится часто скрывать своё отношение к тем или иным вещам из-за нейтральности научно-популярного стиля. Да ещё и в источниках закопаешься, прежде чем статью напишешь... А ведь иногда просто хочется поделиться своим в форме какого-то лёгкого повествования. Так родилась идея формата «разговор по душам». И сейчас я его воплощаю в жизнь. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез.
А сегодня я хочу с вами, друзья, поговорить о пяти русских романах. Это не какой-то топ лучшего и даже не рекомендации. Это сугубо личный разговор о тех произведениях, которые появились в моей жизни и никуда больше из неё не уйдут. И, естественно, после того, как вы прочтёте этот материал, я очень хотел бы, чтобы вы поделились своими личными русскоязычными романами и рассказали — почему они вам так близки. Откровение за откровение.
"Идиот" Ф. М. Достоевский
Не знаю, я читал этот роман раз десять и каждый раз открывал что-то новое. Самым страшным и удивительным открытием для меня стало соответствие Князя Мышкина девяти заповедям блаженства и то, как он их утрачивает по ходу романа, превращаясь в обычного человека. Кроме того, две сцены, которые я постоянно перечитываю отдельно от всего текста: это рассказ Мышкина о казни, свидетелем которой он стал в Швейцарии и сцена, где Рогожин хотел убить князя, но в итоге поменялся с ним крестами.
А ещё я очень люблю в этом романе второстепенных персонажей. Они порой у Достоевского получаются гораздо лучше, чем основные. Это престарелый пьющий генерал Иволгин, и офицер Келлер, и отвратительно-притягательный Лебедев. И все они так хорошо встроены в мир романа, идеально завязаны на князе Мышкине и вызывают отвращение, жалость, любовь, гнев, короче, весь спектр чувств. Живее не придумаешь.
"На ножах" Н. С. Лесков
Этот роман я прочёл довольно в зрелом возрасте, и для меня он стал чуть ли не лучшей иллюстрацией того, что происходило в русском обществе за 20-30 лет до революций. Лесков мастерски сумел показать провинциальное дворянство того времени: простых, не очень богатых и честных людей, живущих своей жизнью "по старине". И из романа понятно то, как эти простые и честные люди были абсолютно не готовы к лавине, которую несут объективные исторические предпосылки.
Но я Лескова люблю не только за это. По моему мнению, у Лескова — лучшие, а главное, самые разнообразные образы женщин в русской литературе. И именно «На ножах» нам демонстрируют мощнейшие женские характеры. Этот роман стоит прочесть хотя бы ради них.
"Час быка" И. А. Ефремов
Роман стилистически далеко не простой. Язык трудноват. Сразу видно, что его писал человек, занимающийся естественными науками. Но "Час быка" для меня — это апофеоз научной фантастики 60х - 70х годов, которой болел весь мир. Я очень люблю рассказы Роберта Шекли, романы Гарри Гаррисона, Станислава Лема (особенно, как философа) и даже монументальный цикл Айзека Азимова Foundation. Но Ефремов в сердце и душе ближе их всех.
С одной стороны, мне нравится этот космический коммунизм, который нарисовал Ефремов в своих романах. Я и сам до знакомства с Ефремовым представлял примерно так общество победившего коммунизма. Но второй аспект, который мне нравится в этом романе — это образ планеты Торманс. И самое страшное, что каждый раз перечитывай "Час быка" всё больше и больше находишь сходства между нашей Землёй и Торманс. Live fast, die young.
"Чевенгур" А. П. Платонов
А вот с этим романом я не могу найти никакого рационального зерна. Он мне просто нравится, и всё. Нравится странно, какой-то затягивающей атмосферой, почти мистической. Вообще, в разрезе научного понимания творчества Платонова, я в своё время потратил немало времени. Могу объяснить как "Чевенгур" связан с христианскими сектами и понятиям рая на земле. Какие литературные утопии были во основе этого романа, и причём здесь русский космизм Фёдорова. Символика персонажей и почему Копенкин так похож на гоголевского капитана Копейкина и Дон Кихота. Всё это у меня структурировано в голове, а текст всё равно нравится по другим причинам. В него я погружаюсь как в омут с головой. И я категорически не согласен с иследователями, которые говорят, что Чевенгур — антиутопия. Нет, это самая настоящая утопия и, пожалуй, самая талантливая утопия в русской литературе.
"Как закалялась сталь" Н. А. Островский
Предвижу, как некоторые скажут: что? эта большевистская агитка? Эта низкопробная литература? Мне плевать. "Как закалялась сталь" — замечательный роман. Для меня это один из немногих романов не только в русской литературе, но и в мировой вообще, где перед глазами по-настоящему сильный человек с идеалами. Павел Корчагин — не какой-то супергерой, это просто волевой человек. А потому ему хочется не только верить как персонажу, но и быть похожим. В минуты жизни трудной, вместо молитвы чудной как у Лермонтова, я всегда перечитываю эту цитату:
"Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества".
Вот такой получился список, друзья! А какие русские романы останутся с вами до конца? Обязательно делитесь в комментариях. Откровение за откровение.
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.