Я преподаю с 2014 года. За это время пришлось около десяти раз проводить открытые уроки. Схема обычно такая: сначала тебя предупреждают, что придут, ты готовишься, затем более опытные педагоги или администрация делают анализ. Открытые уроки в государственной школе приходится проводить почти каждый год: то в рамках тематических недель, то в рамках конкурса, то при процедуре аттестации.
Я много раз была на таких показательных уроках. Это всегда какой-то фейерверк. Учитель такой эмоциональный, улыбающийся, в самой лучшей одежде. Дети тоже на уровне: дресс-код соблюден, материал знают, руки тянут и прочее. Обычно на таких уроках изобилие наглядности: карточки, плакаты, презентации, реквизит еще какой-нибудь. Это та идеальная декорация, по которой судят об учителе. А если подумать, то это лишь ничтожный процент всей деятельности педагога. Столько всего остается за кадром! Знаю многих коллег, которые прекрасный результат в подготовке к экзаменам показывают, неустанно занимаются проверкой тетрадей, на переменах всегда отвечают на вопросы и даже принимают отработки, исправления тоже на переменах (в свое личное время). Но вот в плане открытых уроков они не очень сильны. Не сильны как актеры, как составители сценария этого 45-минутного концерта. После таких "концертов" им как правило прилетает такая критика, после которой хочется заявление об увольнении писать.
А все почему?
Потому что мы зачастую не умеем поддерживать друг друга, забываем о профессиональной этике, не пользуемся правилами анализа урока.
Общие правила таковы:
- после проведения любого, даже самого плохого урока нужно поблагодарить коллегу (в любом случае, каждый старается и выкладывается как может)
- за 45 минут открытого урока всегда есть что-то хорошее, ценное, положительное. Нужно начать конструктивную критику именно с этого
- после благодарности и похвалы можно озвучить свои рекомендации. Это не исправления, а именно рекомендации. Педагогика субъективна, у каждого свой путь достижения цели
- Безусловно, если были фактологические, лексические или грамматические ошибки, можно и нужно указать на них, но отчитывать молодых специалистов как последних двоечников
-нужно помнить, что открытый урок (как и в целом любой урок) это даже не один процент педагогической деятельности. Мы на открытых уроках видим только верхушку айсберга, возможно не самую лицеприятную, не самую идеальную. Остальное останется скрытым для нас
С чем у вас ассоциируются открытые уроки, коллеги?