Такой вывод делает наш корреспондент, посетивший усадьбу графа Захара Чернышева
В России было два счастья: умники и дороги
Хвалить белорусские дороги – всё равно что утверждать: «Россия – это матрёшка, водка, спутник». Простите за банальность. Но если пробуриться через слои дорожного покрытия и глубь веков, то на самом первом белорусском тракте проявится имя Захария Чернышёва. Он стоял не у истока, ибо водные артерии граф не обихаживал, а у закладки шоссейных дорог с плотным покрытием, которые связали Беларусь с другими городами российской империи. Так что аксиома «в России две беды» позволяет сделать вывод: обе беды обошли Захара Григорьевича стороной.
Первый генерал-губернатор Могилёвский и Полоцкий – а земли эти были присоединены к России после первого раздела Речи Посполитой – в кратчайшие сроки обустроил 134 постоялых двора и почтовые станции. Дороги обсаживались деревьями по принципу парковых аллей. А потом указал граф проложить тракт Гдов – Псков – Остров – Опочка – Полоцк – Могилёв. И по новым «магистралям» помчались не только путешественники, но и почтари.
Екатерина II оценила старания и организаторские способности графа. Сказала:
«Если бы я сама не видела такого устройства в Белоруссии, то никому бы не поверила, а дороги ваши, как сады».
И в феврале 1782 года стал он губернатором Москвы, «разумным и образованным администратором», где снова по его указанию чинили и прокладывали улицы, сгоняя с них мирно пасшихся коров, свиней и кур, которые в патриархальном городе чувствовали себя вольготно.
Мэрия Москвы и сейчас расположена во дворце Чернышёва на Тверской, 13. Но нам туда не надо. Лучше отправимся за город, где Захар Григорьевич обустроился на закате жизни. В село Ярополец, что в ста с небольшим километрах от Москвы.
Магистраль Москва – Псков, съезд на Волоколамск, ещё немного – и мы в Яропольце. Осенью здесь всё раскрашено яркими красками, но и во все другие времена года красота и покой осеняют эту часть Подмосковья.
У дороги в центре села Ярополец в купеческом доме устроился народный краеведческий музей. По-настоящему хороший, с прекрасным экскурсоводом и трепетным восхищением былым величием этих мест. Фамилия Чернышёва здесь соединяется с фамилией Пушкина, поскольку соседями графа спустя сто лет стала семья Натальи Николаевны Гончаровой.
Между владениями – метров триста. И сюда, в бытность влюбленным женихом, приезжал к её маменьке Александр Сергеевич. Но семья невесты была по тем временам небогатой, зато усадьба Чернышёвых ещё стояла во всем блеске былого величия. Наверняка восхитился ею поэт. Может быть, даже зашёл в храм поклониться могиле блестящего вельможи, упокоившегося напротив своего дома.
Пушкин – он такой няшный!
Мы приехали в эти места с экскурсией. И остановились у закрытых ворот.
Усадьба Гончаровых принадлежит ныне Московскому авиационному институту, поддерживается в хорошем состоянии и вообще-то закрыта для туристов. Если вступить в переговоры с директором, то, возможно, разрешение на вход будет получено. Но для рядовых путешественников, тем более что появляются они в нерабочие дни, доступ заказан.
Крылатая фраза «Пушкин – это наше всё» обрела лично для меня восхитительный конкретный смысл, когда я наблюдала, как люди всеми правдами и неправдами пробираются во двор под истошные крики пожилой вахтёрши.
С этим надо что-то делать. В усадьбе открыт дом отдыха, но народная тропа-то сюда не зарастает. И слава Богу, хотя администрации и отдыхающим это не нравится. Философски рассуждая, встать между Пушкиным и народом я бы, например, не хотела.
Местная фишка – учёный кот, который не на дубе, а в нише прекрасной башенки в стиле модерн при входе. Кота снимают все. Когда публика опускает очи, выясняется, что на земле живописными группами расположились жёны и отпрыски хвостатого «привратника». Молодые туристы фотографируют популяцию и отгружают снимки в Интернет с подписями вроде «няшки» и «мимими». Но, право, новояз этот вовсе не вызывает иронии ровно потому, что ребята и девочки с айфонами приехали к Пушкину. Целенаправленно. К нашей святыне. Извините за высокопарный стиль.
«Русский Версаль». Французскому повезло больше
Любовь. Она позвала в эти края поэта, она же раньше привела сюда и генерал-фельдмаршала Чернышёва.
Родился он в 1722 году в семье генераланшефа и красавицы, покорившей Петра Великого. Свою метрессу царь звал «Авдотья бой-баба», да и впоследствии не забывал. Иначе не пожаловал бы её мужу и 20-летнему сыну Захару графские титулы. Захар Григорьевич успешно воевал, дошел до Берлина, а в 1773 году стал президентом Военной коллегии.
За доблесть, ум и бравую внешность отличала его Екатерина II, произвела в генерал-фельдмаршалы. Похоже, Чернышёв любил её искренне и очень ревновал вначале к братьям Орловым, потом к Григорию Потёмкину. Фаворит императрицы повёл с ним войну не на жизнь, а на изгнание. Ссорились они постоянно и по-крупному.
Потёмкин одолел соперника. Кокетливая императрица то ли устала от этих сцен, то ли уступила давлению, и поехал Захар в Беларусь, где стал военно и хозяйственно укреплять могилёвское и псковское наместничество.
Поселился он в Чечерске, построил себе дворец, ратушу, храмы, больницы... Нет, вернёмся в Ярополец.
Теперь уже не узнать, почему у графа и его супруги Анны Родионовны Вейдель не было детей. Может быть, потому, что женился граф поздно, в 40 лет, и на девице на 12 лет его младше. История умалчивает и о незаконных отпрысках, которые могли появиться в Яропольце. Видимо, судьба не дала этой славной паре продолжения. Но в депрессию супруги не впали, о том, «ради кого всё копить и возводить», не пеклись, а с увлечением тратили своё огромное состояние, да не на игры и прочее проматывание.
Построили подмосковную резиденцию, в которой не стыдно было принять саму императрицу. Проект заказали Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры. Да и построились, да так, что в Атласе Российской империи особо отмечено было: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может». А приехавшая в гости Екатерина II посетовала, что далековато Ярополец от Москвы, иначе бы сделала его своей резиденцией.
И снова, видимо, нотка старой любви к этой великолепной женщине тихо звякнула в сердце графа. На память об этом посещении поставил он в своём огромном парке стелу.
Можно ли поднять историю из руин
«Место безграничной грусти», – так отозвался в Интернете об усадьбе один из пользователей. Всё, о чём рассказываю, виртуальная реальность. Версаль и ныне там. И по-прежнему приезжают своим ходом люди посмотреть на былое величие.
Время не пощадило... Удивительно, но время как раз пощадило усадьбу Чернышёвых. Да, сокровища растащили ещё при советской власти. Но дальше всё крушили люди. Варвары, которые громили, терзали, ломали, пачкали... Уничтожали всё: статуи, лепнину, решётки.
К сотрудникам музея прибежали местные жители: где-то под мусором отыскали надбитую могильную плиту с именем графа Чернышёва. На тачке привезли её в музей, так и спасли. А сама гробница, находящаяся в церкви, что напротив барского дома, разгромлена. Вот ведь как бывает: попал в церковь Казанской иконы Божией Матери немецкий снаряд – и не разорвался, а наши люди вели себя как фашисты.
Руины тоже переданы МАИ. Есть надежда, что государство даст денег на реставрацию «Русского Версаля». Пока его прикрыли забором, раньше он вообще зиял на всю округу как символ разрухи. Понять, почему деньги если и дадут, то не так скоро и не так много, можно. Усадеб музейного уровня по всей России – несколько сотен. От такого богатства и бедность наша.
Но духовная бедность проходит. К руинам едут уже не за тем, чтобы распить в них бутылку и написать на стене непотребное слово. Мы в России себя поднимаем из руин, так что, может быть, и отстроимся заново.
...Призрачно рисуется в прошлом образ этого великолепного, умного, но очень сдержанного вельможи. Не так много, как хотелось бы, о нём известно. Но восстановленное великолепие станет не столько символом богатства. Оно сможет рассказать о вкусах и интересах блестящих, полезных Отечеству людей, которые умели работать на благо страны и не пренебрегали заботой о тех местах, что далеки от столиц. Спасибо графу может и должен сказать даже сегодня и белорус, и россиянин. Он – наш общий герой.
Елена ОВЧАРЕНКО
Фото: Елена ОВЧАРЕНКО, wikipedia.org, www.drive2.ru
© "Союзное государство", № 11 2014
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!