Шутки про то, как дети неожиданно спрашивают, откуда берутся дети, или пытаются узнать значение непотребных слов, исчисляются тысячами. А всё потому, что время идет, вопросы детей практически не меняются, а родители всё также теряются в ответах или смущаются. Разберем, как нужно реагировать, и что отвечать.
Итак, малыш с прогулки или с детского сада принес матерное слово и спрашивает вас, что это такое.
- Во-первых, ни в коем случае не нужно ребенка ругать! Он мог услышать это где угодно. Ругая ребенка, вы просто закрепляете за ним мнение, что он плохой, а не слово.
- Во-вторых, не надо выпытывать у ребенка, где он это услышал. Какая разница?
- В-третьих, спокойно объясните, что это значит на самом деле, не подменяя понятия.
- В-четвертых, скажите, что это слово плохое, и для обозначения данного понятия существует более приемлемый вариант.
Еще один тип «неудобных» вопросов – когда ребенок интересуется, почему ему не разрешено делать то, что разрешено взрослым (или другим детям). Например, он должен носить шапку, а мама рядом с ним идет без шапки.
- Минимизируем такие ситуации – это вполне возможно. Правила в семье должны быть для всех примерно одинаковые.
- Объясняем, что, если взрослый ведет себя так, это не значит, что это правильно. Родители могут забывать заботиться о себе, и так делать не нужно.
- Если вопрос касается других детей, уточняем, для чего именно ребенку делать то же, что и другой ребенок, и ищем компромисс.
- Важно: не нужно запрещать без объяснений или применять любимую отговорку взрослых «потому что ты маленький».
Откуда берутся дети?
- Вообще этой информацией лучше поделиться до того, как ребенок задаст этот вопрос. Половое воспитание можно начинать с трех лет. Нет, описывать половой акт не нужно, надо подавать информацию в соответствии с возрастом. Ну в самом деле, вы не можете простым языком описать, как две клетки соединяются, и образуется зародыш?
- Называйте вещи своими именами! Ребенок должен знать названия половых органов, когда станет чуть старше – их строение. Не нужно хихикать или уходить от темы – прям как на уроке биологии за седьмой класс. Кто тут взрослый?
«Я некрасивый/глупый и т.д.?»
- Узнайте у ребенка, откуда «растут ноги» подобного вопроса. Только не надо устраивать допрос с пристрастием – просто аккуратно выясните, почему ребенок начал сомневаться в собственной привлекательности.
- Не отмахивайтесь и не отшучивайтесь – это длинный и серьезный разговор, в течение которого нужно поддержать своего ребенка, озвучить его достоинства, напомнить о достижениях, сделать акцент на том, что все нравиться невозможно (даже победительниц конкурсов красоты регулярно поливают грязью).
- Расскажите свои истории из прошлого, когда вы сомневались в своих достоинствах и привлекательности.
Вопросы, касающиеся распределения любви в семье («Кого ты любишь больше – меня или брата/сестру?»).
- Данный вопрос дети задают тогда, когда нуждаются во внимании, поэтому не стоит воспринимать его слишком близко к сердцу и ставить себе «минус» как родителю.
- Поговорите с ребенком, скажите, что любите всех сильно и по-разному (в этом вопросе детям не нравится одинаковость), сделайте акцент на его достоинствах.
- Пересмотрите ваше совместное времяпрепровождение – возможно, его мало или общение некачественное.
На самом деле, этих вопросов гораздо больше, но алгоритм для всех приблизительно одинаковый: уделить время, спокойно обсудить, быть честными.
Какие неудобные вопросы вы задавали в детстве своим родителям? А ваши дети?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru