Фильм «Случай в квадрате 36-80» является, конечно, классическим вариантом демонстрации советской военной мощи. Правда, показана она лишь на учениях, пусть и приближенных к почти реальной боевой обстановке. Но, как мы знаем, одно дело учения, парады, биатлоны и пр., а другое – суровая реальность, когда крохотная страна мордой об стол мировую державу… Не подумайте чего, я про Финляндию.
Но для меня этот фильм интересен ещё и загадочными изменениями пространственно-временного континуума. Ибо герои фильма перемещаются, используя четвёртое, а может и последующие измерения. Это легко обнаружить, если вы попробуете сделать какую-то привязку показанного в фильме к географическим объектам.
Давайте сделаем это вместе, прямо сейчас.
Попробуем определить, где же находится загадочный квадрат 36-80. Точно, конечно, сие невозможно, но хотя бы примерно, относительно каких-то других мест и объектов.
Первое, что сразу нужно учесть, этот квадрат рядом с советской эскадрой, возможно, в пределах досягаемости самолётов советского флагмана — авианесущего крейсера «Киев». То есть в пределах полутораста километров. Судя по тому, что крейсер «Киров» (065-й) получается приказ выйти в район затопления американской лодки и забрать наших спасателей, район этот совсем рядом по морским меркам.
Изначально от подлодки Тернера до наших кораблей было 600 миль на норд-вест. То есть подлодка была между нашими кораблями и нашими водами. Да и по словам адмирала Спирина, лодка всплыла возле наших границ (а всплыла она именно в квадрате 36-80)
Перед этим подлодка, видимо, двигалась в сторону наших кораблей.
Пуск ракет с подлодки по нашим кораблям произошёл на дальности 1800. От киношников можно ожидать всего, но, видимо, речь идёт про кабельтовы. То есть лодка была на дальности примерно 330 км. Команда сбить ракеты поступили на дальности 400, то есть 70 км. Тут всё логично, сбивать должны были ЗРК «Шторм», а у него как раз дальность 55 км. В фильме правда, если не путаю, показали пуск ЗРК «Оса-М», но у неё дальность всего 15 км.
Положение самой нашей эскадры определить сложно, кроме того, что район учений предельно удалён от наших берегов. Но есть, вроде бы, одна привязка. В самом начале учений, на флагмане мы видим генерала Павлова.
Который через короткое время оказывается на базовом аэродроме, откуда взлетает топливозаправщик майора Волка. Сам генерал, напомню, летит вместо второго пилота в составе экипажа. То есть наша эскадра проводит учения в пределах досягаемости палубных вертолётов, по-другому генерал Павлов на береговой аэродром попасть не мог физически. А это не более 600 км (если считать перегоночную дальность), скорее всего в пределах 300-400 км. То есть в пределах Баренцева моря.
Американская эскадра находится не очень далеко от нашей, но точнее определить сложно. Упоминается лишь, что в квадраты 35-20 и 35-22 для наблюдения за американцами летит наша пара разведчиков. Считается, что американские корабли будут максимально сближаться с нашей эскадрой. Что интересно, майор Армстронг, вначале тоже присутствует на американском флагмане, но потом каким-то образом оказывается на береговом аэродроме, чтобы поднять оттуда свой «Орион». Конечно, он мог вертолётом добраться до Норвегии…
Самолёту капитана Гремячкина до квадрата 36-80 лететь по нашим данным от аэродрома два часа с небольшим. По американским – через 2 часа 50 минут. Учитывая крейсерскую скорость (с поправкой на внешний груз), получается под 1900 км.
Американские корабли смогут быть около лодки не раньше, чем через 10 часов, тогда как от Гренландии до Тернера 8 часов лёту. То есть километров эдак 5-6 тысяч получается. Пусть даже в два раза меньше, с поправкой на очень плохую погоду. Но вообще-то, если верить картам, то от берега Гренландии до Кольского полуострова получается всего около пары тысяч километров.
Можно, конечно, рассматривать районы намного севернее, но там вообще-то льды уже начинаются, если лететь на пару тысяч километров. Судя же по некоторым упоминаниям в ходе фильма можно уверенно полагать, что учения проходят между Гренландией, Шпицбергеном и Норвегией.
Интересно, что топлива на борту заправщика остаётся 8 тонн 300, самолёту Гремякина отдают 6 500. При этом генерал Павлов озвучивает «остаток топлива 300». То ли с арифметикой у кого-то туго (может и у меня, но укажите ошибку), то ли ещё что. Если топлива осталось 300 кг, то самолёт вообще бы никуда не улетел бы. Напомню, заправщику лететь было до ближайшей базы 1500 км. Если оставалось 1500-1800 то уже больше похоже. Я уж не стал высчитывать, на сколько хватило бы этого горючего.
Интересно другое. Сообщалось, что второй заправщик может взлететь немедленно, но Гремячкина он не догонит. Это и понятно, но встаёт вопрос, почему этот же заправщик не мог вылететь для дозаправки самолёта майора Волка?
Собрав в кучу все эти данные, я попытался определить возможное место учений и искомый квадрат 36-80. Но получалось у меня плохо. То подлодка Тернера всплывала среди вечных льдов, то Гремячкин сбрасывал груз посреди Гренландии, то заправщик майора Волка заносило аж в Архангельскую область.
Может быть найдётся кто-то, у кого получится разгадать загадку перемещения людей, кораблей и самолётов. Но у меня получается только через гиперпространство.
Так что ограничусь лишь тем, что порекомендую вам мою статью:
Если пересматривать фильм «В зоне особого внимания» много раз