Приветствую дорогих депешистов на традиционном разборе песен с альбомов Depeche Mode в формате «от менее хорошей к более хорошей». Очередь дошла до 11-го студийника.
«Playing the Angel» (или по-русски «Изображая ангела») в 2023 году отмечает своё совершеннолетие. Хотя многие, уверен, до сих пор помнят его как «вот тот альбом, который только недавно вышел». Я к касте поклонников присоединился всё же несколько позже, но сознательное знакомство с синглами тех времён проявил уже тогда. А поэтому все эти споры в духе «Depeche Mode вернулись после заметного провала или провала всё-таки не было?» обошли меня стороной. Да я и сейчас на них внимания не обращаю.
Бэкграунд: Дэйв и Мартин немного поссорились после выхода «Exciter» и занялись своими сольными карьерами, попутно давая прессе поводы мусолить слухи о распаде Depeche Mode. В начале 2005-го стало ясно, что слухи не подтвердились и уже к октябрю троица вовсю демонстрировала публике свой новый альбом.
По прошествии времени я, как и в случае с «Exciter», с трудом могу дать «Playing the Angel» твёрдую хорошую или отрицательную оценку. И с ниже сказанным далее согласятся точно не все мои читатели, но не могу промолчать: по мне «Playing the Angel» переоценён слушателями из-за наличия очевидных хит-синглов. Люди даже готовы смириться с худшим продюсированием в истории Depeche Mode и наличием явных песен-филлеров. Более того, наверное из всех рецензированных мною альбомов именно этот «постарел» хуже всего и сейчас я отношусь к нему холоднее, чем пару лет назад. Давайте перейдём к рейтингу и я объясню свою позицию более наглядно.
12. «Introspectre»
Повод для переоценки номер раз: невероятно важное желание ребят продолжать заполнять альбомы ненужным, но крайне атмосферным по их мнению инструменталом, не дающим ничего нового, но зато умело заполняющим хронометраж.
Судя по названию, «Introspectre» как бы напоминает слушателю, что группа выкинула все новомодные штучки и взялась за аналоговые синтезаторы. Ну ладно.
11. «Macro»
Повод для переоценки номер два: для кого Мартин теперь вообще пишет песни и под каким вдохновением?
See the microcosm, in macro vision
Our bodies moving with pure precision
Чёрт, я никогда не понимал замысла «Macro». И того, зачем она существует на этом альбоме. Гору после «Home» как-то совсем расхотелось петь самому великие песни?
10. «I Want It All»
Повод для переоценки номер три, четыре и сразу пять: чем данный инструментальный полёт лучше, чем любой раскритикованный номер на «Exciter» или уж тем более на «Ultra»? Зачем до безумия растягивать песню? Наконец, зачем Дэйву сразу давать три песенных слота на альбом и с той поры постоянно выдерживать эту традицию?
Символично, что «Макро» с «Я хочу всё и сразу» стоят друг за другом и после них тяжело вернуться в позитивные кондиции. А приходится.
Теперь просто представьте: указанную мною троицу песен понижают до би-сайдов, а вместо них на альбом помещают «Free», «Newborn» и «Better Days». Блаженство. Было бы.
9. «Lilian»
Для меня «Лилиан» – пример того, как я годами переживаю с одной и той же песней отношения по типу «люблю / ненавижу». Наверняка я уже говорил подобное ранее по какой-нибудь любимый всеми хит.
Давайте так. Вокальный перфоманс Дэйва здесь: гарантированный ТОП-5 худших выступлений Гаана за всю его карьеру. Даже на сольниках он себе такой лени не позволяет, хотя блюзы фронтмена далеко не всем по вкусу.
Мне нравится цитата почившего Флетча в интервью одному немецкому изданию:
«Я, как и Мартин, тоже не знаю, кто такая Лилиан. Но, тем не менее, песня отлично подходит для того, чтобы проснуться в восемь утра и разогреть тарелку пасты».
Вы поняли.
8. «Damaged People»
We're damaged people, praying for something
That doesn't come from somewhere deep inside us
Depraved souls, trusting in the one thing
The one thing that this life has not denied us
Вот эта попытка гораздо лучше и даже не исключено, что с годами «Испорченные люди» поднимутся в моём рейтинге повыше, как и любая похожая недооценённая песня Мартина.
Но пока я могу уверенно констатировать следующее: я расслушал её побольше предыдущих, но недостаточно хорошо. Текст хороший, с музыкой всё сложнее. Зато живьём звучит неплохо.
7. «John the Revelator»
А эти семь ангелов с семью трубами, они сейчас с нами в одной комнате?
Было бы странно, если хотя бы раз за альбом Мартин не попытался представить откровенно религиозный текст. Тем более тут он почти полностью переигрывает старенький мотив из прошлого века.
За строчку:
John the Revelator, he's a smooth operator
Гора бы и сама Шаде похвалила, клянусь.
6. «Nothing's Impossible»
В комментариях к альбомной статье, на которую я ссылался в начале и ссылку на которую оставлю в конце текущей, многие высказывались в поддержку песни «Невозможное возможно». Честно говоря, её позиции для меня тоже улучшились с тех пор, но пока незначительно. Возможно всему виной то, что группа не играет эту песню живьём, как и почти всё несингловое, начиная с эры «Songs of Faith and Devotion». «Memento Mori Tour» здорово мог бы разрулить данную ситуацию, не так ли?
Музыкально знаете что она мне напоминает? Творчество Дельфина из начала нулевых годов. Что-то с альбома «Плавники».
Тем забавнее, что чем старше Андрей Лысиков становился, тем больше многие его песни сами стали походить на лучшие образцы Depeche Mode.
I still believe in love at first sight
Nothing's impossible
Вторая песня Дэйва уже, кстати. А ещё мы избавились почти от всей второй половины альбома. Очевидный перекос, какого ранее в моих разборах ещё не бывало.
5. «A Pain That I'm Used To»
Боль, которую я использую для того, чтобы мои уши не страдали от воя сирены, с помощью которого можно и покойника разбудить. Так стартует альбом «Playing the Angel».
С другой стороны, мне всё ещё по душе любая из последующих частей данной песни, включая нарастающую мелодику в припеве.
I don't see who I'm trying to be instead of me
But the key is a question of control
Можно поверить, что данную строчку написал Дэйв. А то вопрос контроля для него в 2003-м был ключевым, очевидно.
4. «Precious»
Удивительно. Вроде бы такой ровный альбом и, как я ранее дал понять, не самый мой любимый, а главный его хит при этом даже не попадает в тройку моих лидеров.
Ладно, такое периодически происходит. «Драгоценный» входит в компанию песен, не то чтобы мне чрезмерно надоевших, но очевидно тех, что могли бы звучать пореже. Правда учитывая её сравнения с вышедшим недавно первым синглом с «Memento Mori» не только музыкально, но и по тяжёлой предыстории – вряд ли от «Precious» удастся скрыться. И в туре она, как обычно, так или иначе будет. Даже в связке с «Ghosts Again» зайдёт как влитая.
Поэтому и слушать сегодня будем более короткую версию. Последнее в истории Depeche Mode выступление на шоу «Top of the Pops».
3. «The Sinner in Me»
If I could just hide
The sinner inside
And keep him denied
How sweet life would be
If I could be free
From the sinner in me
Насколько порой тонко Мартин сочинял песни с оглядкой и на Дэйва, и на собственную жизнь. Держи грешника внутри, не выпускай наружу и будет жизнь твоя сладка, ммм.
«Грешник во мне» достаточно прост, но при этом и очень привязывается. Тихо и почти не шурша данная песня спокойно вошла в тройку сильнейших, обойдя практически все хит-синглы, стоящие вокруг неё в треклисте. Такие дела.
2. «Suffer Well»
Поверьте мне, сомневался я долго.
Вы даже не представляете себе, сколь сильно я мечтаю именно «Страдай как следует» услышать в новом туре впервые с далёкого 2006-го. Дэйв точно знает, что это одна из трёх лучших песен, собственноручно им сочинённых для Depeche Mode, но какого-то, простите, чёрта, раз за разом игнорирует возможность вернуться к ней на концертах.
Иногда бывает так трудно сказать, что «Suffer Well» – лучший сингл на «Playing the Angel». Тем более там такие сочные ремиксы, а ещё и «Better Days» в роли би-сайда. Ладно, она и сама по себе очень хороша, несмотря на практически один и тот же ритм. Это моя слабость.
We sell and suffer well.
1. «The Darkest Star»
Давайте так. Я бы смело попереставлял треклист «Playing the Angel» так, чтобы «Темнейшую звезду» не пришлось ждать долгих 45 минут. Но да, ожидание того всё-таки стоит.
Первый и, вероятно, единственный победитель среди моих рейтингов, ни разу не исполненный живьём? Да, пожалуй так.
Продолжу настаивать, что не только продолжительностью, но и музыкальным настроем «The Darkest Star» возвращает нас в золотые времена Depeche Mode. Само собой, она и близко не так хороша, как «In Your Room». А раз я здесь и сейчас признаю эту песню любимой с «Playing the Angel» – это логично подводит и весь итог моего отношения к этому альбому на момент написания данного материала. Спасибо.
Stay as you are
The darkest star
Shining for me
Majestically
На этом свою миссию по разбору «Playing the Angel» в формате «от худшей песни до лучшей» считаю оконченной. Сам альбом послушать можно, например, по ссылке ниже:
Само собой, жду и от вас, дорогие читатели, аналогичных рейтингов в комментариях. Побольше или покороче, справедливо или не совсем – решать исключительно вам.
То же касается и последующих разборов на оставшиеся альбомы. 200 лайков на «Exciter» снова набрались за месяц. Посему предлагаю вам вновь покорить эту заветную цифру (всё-таки депешистов среди нас хватает) и тогда перейдём к «Sounds of the Universe». А там как раз и долгожданный 15-й альбом выйдет, на нём то эту серию статей, вероятно, и завершим.
Обещанная расширенная статья по альбому, который мы сегодня ранжировали, предлагается вам ниже:
Вместе с двумя традиционными отдельными разборами синглов оттуда:
Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке: