Сегодня мы будем:
• создавать сложную выкройку для примитивной игрушки
• обсуждать основные правила построения выкройки, которые уберегут вас от ошибок в дальнейшем
• говорить о различных вариантах создания сложных выкроек примитивных игрушек
Поехали! 🤩
Будем строить выкройку на примере вот такой игрушки-хрюшки по имени Хавроша:
В ходе построения выкройки я расскажу об основных правилах, которые помогут вам в дальнейшем самим создавать разнообразные выкройки и, главное, достигать желаемого результата.
Также вы узнаете о разных вариантах исполнения игрушки по схожим выкройкам.
В конце урока вы получите несколько заданий для закрепления материала и умений 🤓
Прежде вспомним о том, что выкройка для простого примитивчика должна состоять всего из 2 сшиваемых деталей – это туловище, с которым объединены другие части тела: голова и конечности. Пример:
Напомню, что:
Так вот, создавая сложную выкройку игрушки с большим количеством деталей, просто необходимо помнить об этом факте и опираться именно на него. Тогда все сложности просто улетучатся сами собой. И сейчас вы убедитесь в этом.
Вспомним основные правила из первого урока:
- предварительный эскиз
- надбавки по всему периметру выкройки
- места для будущих надрезов на ткани
- искажение горизонтальных линий
- вариации с объединением выкройки туловища и предмета
Подробно каждое правило я описывала тут. Поэтому сейчас останавливаться на них не будем.
Но, главное, помните, что все эти правила будут обязательны и для сложной выкройки. Только к ним добавятся ещё несколько пунктов.
Идём по порядку.
Первое обязательное правило – создаём эскиз задуманной игрушки. В моём случае он будет выглядеть так:
Теперь изображаем туловище с головой, ручками и ножками с теми размерами, которые мы хотели бы получить в итоге:
Пока рисуем выкройку, не забываем ещё об одном важном правиле – места для будущих надрезов на ткани.
Они нужны для того, чтобы ткань не стягивалась и форма игрушки из‐за этого не искажалась.
Если бы мы шили хрюшку целиком из одного лоскута ткани, то надрезы были бы сделаны так:
Что касается правила искажения формы горизонтальных линий, то в нашем случае их нет, поэтому не будем заострять на этом внимания и оставим всё как есть.
Но если в будущем вы будете создавать выкройки, где эти линии присутствуют, то не забудьте об их возможных искажениях (см. Урок 1).
Далее последуют этапы построения, о которых я не говорила в первом уроке, поскольку они касаются именно сложных выкроек.
Итак, допустим, мне захотелось, чтобы хрюшка была в сорочке-купальнике. Нарисуем её схематично:
Мы получили предварительную заготовку для выкройки. Сложите рисунок пополам (именно рисунок, а не лист!) и вырежьте. Это нужно для того, чтобы детали получились симметричными и игрушка в итоге не перекосилась (хотя в классической примитивной кукле это вполне допускается, но чтобы искусно выполнить эту задачу и не испортить работу, необходимо хорошенько потренироваться сначала).
Понятно, что сорочка будет шиться из цветной ткани, голова, руки и ноги – из однотонной, а копытца хочется сделать из более тёмной. Конечно, их можно и нарисовать акрилом на готовой игрушке, но в данном случае мы будем кроить отдельно.
Во‐первых, добавятся швы, которые придадут более интересный вид игрушке. А во‐вторых, это значительно сэкономит время, т.к. краской, на самом деле, работать дольше, это требует большей аккуратности, да и придётся потом ждать до полного высыхания.
В связи с этим необходимо отделить все детали друг от дружки:
Переводим их на бумагу, для того, чтобы сделать надбавки (вспоминаем о втором важном правиле из первого урока):
Чтобы получить в итоге игрушку нужного размера и объёма прибавляем по всему периметру каждой детали одинаковое расстояние:
Ручки будем пришивать отдельно при помощи пуговичек. Поэтому сначала обязательно удлиняем их немного и закругляем верхнюю линию, чтобы смотрелось более аккуратно в готовом виде:
Ненужные линии удаляем и вырезаем полученные детали:
Не забудем про такие детали как уши и пятачок.
Положите выкройку головы игрушки на листок бумаги и нарисуйте ушко. На эскизе оно у нас загнуто, выкройка же должна изображать развёрнутое ухо, а сгибать его будем уже после того, как сошьём:
Вырезаем ушко, загибаем кончик и как бы «примеряем» к голове:
Если в форме уха всё устраивает, то его выкройка готова. Или же вы можете вносить какие‐то изменения в форму уха, пока не получите желаемое. Иногда в таких случаях приходится вырезать несколько отличающихся деталей для сравнения, а затем уже выбирать, что больше понравится. Мне же форма уха понравилась, поэтому оставляю так.
Пятачок тоже рисуем от руки и вырезаем (лучше сначала также сложить пополам для симметрии):
Осталось отделить копытца, а чтобы их потом не перепутать,
делаем пометки: Н – нога, Р – рука:
Ну вот, все детали выкройки готовы! Теперь можно приступать к пошиву игрушки.
На основе этих правил построения вы сможете без труда создать выкройки и для других игрушек, как зверушек, так и кукол. Линии и формы могут изменяться, но принципы построения выкройки остаются неизменными.
Кратко весь алгоритм создания выкройки можно описать так:
➤ предварительный эскиз игрушки
➤ построение заготовки с совмещёнными туловищем, головой и конечностями
➤ разбиение заготовки на части
➤ надбавки по всему периметру каждой детали выкройки с корректировкой линий
При этом не забываем о:
✓ местах для будущих надрезов на ткани
✓ искажении горизонтальных линий
✓ вариантах формы ручек и ножек в зависимости от способа их пришивания к туловищу.
Пробуйте, экспериментируйте, не ограничивайте свою фантазию и у вас всё получится. Творческих вам успехов!
Задания для закрепления материала и умений:
1. Постройте выкройки игрушек по эскизам:
2. Сшейте игрушки по построенным выкройкам.
3. Поделитесь результатом в комментарии 😘