“Кит” (The Whale) Даррена Аронофски (Darren Aronofsky) – это практически театральная постановка в формате большого кино. “Большого” не только в смысле его проката в кинотеатре и премьеры на 79th Venice International Film Festival с последующей шестиминутной овацией зрительного зала, а “большого” в смысле задумки, иллюстрации трагедии обычного человека. Интересно то, как режиссёр разыграл эту партию, используя одно пространство и толстяка в его центре.
Что происходит в фильме
Преподаватель английского языка Чарли Сарсфилд (Brendan Fraser/Брендан Фрейзер) девять лет назад бросил свою семью ради молодого любовника. Если жена Мэри более-менее смогла справиться с предательством, но вот 17-летняя дочь Элли (Sadie Sink/Сэйди Синк) – нет.
После смерти любовника Чарли сильно изменился – у него развились ожирение и застойная сердечная недостаточность. Чувствуя, что ему осталось немного, он принимает решение наладить отношения с дочерью. Для него важно оставить о себе на память что-то хорошее.
Мысли по фильму
В этом фильме все просто и сложно одновременно. В этом весь Даррен Аронофски – у него получаются обреченные истории, в которые интересно забираться поглубже, потому что на глубине он размещает основные смыслы. И в “Ките” он прибегает к приёму с погружением. Зрителю показывают монитор, на котором в Zoom проводится урок, и только один квадратик с подписью “Инструктор” остаётся чёрным. Ребята вокруг этого квадратика выглядят свежо и привлекательно, они ждут появления преподавателя и обмениваются шутками. Камера плавно наплывает на этот квадратик, ближе и ближе, пока “не ныряет” в него полностью. Голос преподавателя шутит за кадром, что отсутствие картинки в его квадратике пусть их не пугает, они ничего не теряют. Зрителю становится понятно, что у главного героя есть чувство самоиронии с оттенком обречённости и ещё более серьёзная проблема.
Так и есть. Чарли Сарсфилд одинок, у него ожирение (тело похоже на китовье), он может передвигаться только с помощью ходунков, он смотрит гей-порно и не может отказаться от фаст-фуда, несмотря на огромную прослойку жира и смертельный диагноз. У Чарли есть призрачная ниточка, за которую он хватается, чтобы не умереть прямо сейчас. Он читает эссе по Моби Дику, и боли в груди отпускают. Он читает эссе снова и снова, называя его идеальным, прекрасным и искренним.
Погружение в чёрный квадратик с подписью “Инструктор” метафорически означает внутреннее состояние главного героя, его отчаяние и потерю надежды в этой жизни, его непрекращающееся падение вниз.
Сет-дизайн поддерживает это состояние, потому что небольшая квартира и по большей части сидящий на одном месте огромный Чарли создают ощущение клаустрофобии. Чарли окружен четырьмя стенами, он с трудом поднимается со своего кресла, в котором и ест, и смотрит порно, и преподаёт английский язык – эта бесконечная стеснённость прекрасно передаётся через экран мне, зрителю, как скован Чарли, причём не просто своим недугом, а тем, как сложилась его жизнь.
Ограниченное пространство, в котором разворачивается всё действие, – это не только узкий мир человека, который не может выходить, это и узкое восприятие этого мира, это ограничение в одном понимании, в страхе, что люди не примут, это предрассудки, предубеждения и отношение к человеку из-за внешности, это внушение (самовнушение), что он не может сделать чего-то хорошего. Хотя Чарли Сарсфилд учил студентов думать широко и формулировать мысли, он и сам весь фильм был предельно лаконичен, но заставить окружающих сменить о себе мнение трудно. Как противовес в этом замкнутом мирке всегда камера оператора посматривает в сторону приоткрытого окна, за которым стоит тарелка с едой для птиц. Такой маленький штрих, но облегчающий общую тяжесть. Птица свободна, беспечна, она вольна прилетать и улетать.
Центральная идея (по моему мнению)
Как раз именно этот аспект фильма меня затронул сильнее всего – боль Чарли от осознания своей непривлекательности и возложения на неё вины за то, что никто не верит, что он может создать что-то по-настоящему прекрасное. Эта мысль ярко проявляется в четверг, когда Элли, дочь Чарли, приходит к отцу снова, потому что он должен отдать ей сочинения, которые она попросила его за неё сделать. Она зла на него за то, что он бросил её, когда ей было восемь, и всё, что он от неё слышит, это колкости или недовольное молчание. В какой-то момент Чарли словно в оправдание задаёт дочери вопрос: “Кто бы хотел моего участия в своей жизни?” В этом вопросе содержится всё его несчастье (ну, хорошо, если не всё, то очень большая часть). Чарли сам от себя в ужасе, он желает любви, но у него не получилось осуществить эту мечту – с женой не сложилось из-за природы, с бойфрендом – из-за религии, а Элли не может ещё его понять в силу неопытности и юношеского максимализма.
По иронии, люди предпочитают видеть внешнее и оценивать по внешности (нужно очень много времени, чтобы пробраться глубже, и даже тут тучность Чарли отлично передаёт метафору – у него большая прослойка жира, не пускающая к внутренней красоте), они считают, что только у красивых людей рождаются красивые дети, а некрасивые и вовсе не должны размножаться (если бы не мой опыт, я бы эту дикость не писала и не заметила бы её в фильме). Когда Чарли показывает себя на уроке, включив камеру, студенты приходят в ужас – они не оценивают качество уроков Чарли, который говорил им очень правильные и хорошие вещи, учил их чётко излагать мысли и быть искренними в своих текстах, они смотрят только на его жалкий вид. И только он остаётся для них важен.
Но вот перед зрителем появляется дочь Чарли – симпатичный подросток Элли. Она злится на отца, и не стоит её осуждать. У неё нет опыта, она думает о себе, и она недовольна, как обошлись именно с ней. Но вы посмотрите, какая она милая и светлая. И это дочь Чарли. Пусть ему никто не говорит приятных вещей, но Элли в этом фильме доказывает, что прекрасные моменты появляются неожиданно.
В шестом эпизоде сериала “Последние из нас” (The Last Of Us), который называется “Родня” (Kin), тоже остро поднимается тема родственников, ошибок и того, как они влияют на дальнейшее восприятие друг друга. Пути двух братьев разошлись, один стал мирно жить где-то в резервации, второй убивал. Но всё меняется и на всё есть причины. И там звучит фраза: “Плохая репутация не делает нас плохими людьми”. В “Ките” у Чарли сложилась дурная репутация, но он вовсе не был плохим человеком, он просто был очень несчастным.
Заметка об исполнителе главной роли Брендане Фрейзере
Кстати, в Голливуде возвращение на большой экран актёра Брендана Фрейзера назвали The Brenaissance. При просмотре возникает вопрос, почему актёр исчезал – ведь очевидно же, как прекрасно он играет, какая это глубокая и понятая им боль, вложенная в его героя Чарли.
При этом Брендан Фрейзер в недавнем интервью для NME проявил удивительное недоверие к своему таланту, считая себя самозванцем: “Я не могу избавиться от ощущения, что кто-то уличит меня в мошенничестве или в том, что у меня синдром самозванца. Мне дадут в руки кухонное полотенце, давая понять, что моё место у кухонной раковины” (I can’t get rid of the feeling that someone’s gonna walk in the room and tell me that I’m a fraud, or that I have impostor syndrome. They’re gonna hand me a dish-towel and I’ll have to go get back to work).
Пик карьеры Фрейзера пришёлся на 1990е со спадом ближе к 2010м, когда он блистал в приключенческих боевиках – франшизе “Мумия” (1999, 2001, 2008, The Mummy), "Столкновение" (2004, Crash), "Путешествие к центру Земли" (2008, Journey to the Center of the Earth) и "Крайние меры" (2010, Extraordinary Measures).
Актёр позднее объяснял, что столкнулся с трудностями в результате работы над этими проектами – у него возникли проблемы со здоровьем. Он вынужден был обратиться ко врачам, и перенёс несколько операций.
В дополнение к физическим проблемам, являющимися последствиями участия в боевых сценах, Фрейзер отмечал, что был фактически внесён в чёрный список Голливуда после информации о том, что подвергся сексуальному насилию со стороны главы Голливудской ассоциации иностранной прессы (Hollywood Foreign Press Association). Фрейзеру доставались лишь скромные роли в проходных проектах на протяжении 2010-х годов, но для общественности он практически исчез из поля зрения. Незадолго до проекта “Кит” (The Whale) Даррена Аронофски Брендан Фрейзер поработал со Стивеном Содербергом (Steven Soderbergh), исполнив небольшую роль в его детективной драме 2021 года “Без резких движений” (No Sudden Move).
И крупная роль (визуально и по сути, по качеству исполнения), его блестящая игра у Аронофски, оказалась счастливым билетом – она принесла ему победу на премии Critics Choice Awards, которая сопровождалась мощной благодарственной речью Фрейзера, и первую номинацию на премию Oscar.
На 2023 год у Брендана Фрейзера также есть творческие планы. Это роль адвоката У.С. Гамильтона в фильме Мартина Скорсезе "Убийцы цветочной луны" (Killers of the Flower Moon), а компанию в этом триллере ему составят Леонардо Ди Каприо и Роберт де Ниро.