- При переключении передач следует всегда и полностью выжимать педаль сцепления. Никаких выжимов «наполовину» — любой скрежет или другой зубодробительный звук при переключении говорит о том, что в этот момент шестерни интенсивно изнашиваются под ударами друг друга.
- Включение любой передачи выполняется плавным и лёгким движением рычага. Прикладывание неадекватных усилий для того, чтобы загнать рычаг в невидимую «лузу», приведёт к досрочному разбалтыванию всего механизма. И если коробка постоянно сопротивляется вашим намерениям — едем в сервис: так быть не должно.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
- Включив очередную передачу, плавно отпускайте сцепление. Слишком быстрый бросок педали спровоцирует резкий рост нагрузки на все детали коробки, чреватый их разрушением.
- Действия в предыдущих пунктах не должны превращаться и в слишком затянутый процесс. При чересчур плавном смыкании дисков сцепления те долго проскальзывают друг относительно друга — и от этого интенсивно изнашиваются. А чем дольше диски сцепления полностью разомкнуты, тем сильнее нагружается механизм управления ими. Ещё не следует катиться или стоять на месте с долго выжатой педалью сцепления.
- При езде на одной передаче не оставляйте ногу на педали сцепления как на удобной площадке. Избавляйтесь от такой привычки, если заметите её за собой. Даже лёгкое, незаметное нажатие на левую педаль может вызвать проскальзывание дисков сцепления, их нагрев и стремительный износ.
- Не включайте задний ход до полной остановки автомобиля. У задней передачи обычно нет синхронизаторов — и попытка переключиться на реверс в движении неизбежно приведёт к удару в трансмиссии.
- В зимнее время не паркуйте автомобиль, оставляя его на передаче. На сильном морозе масло в коробке густеет настолько, что муфта и синхронизатор могут «прилипнуть» к шестерне.
- Дайте коробке передач прогреться. После долгой стоянки на холоде масло в КПП разогревается не так быстро, как в двигателе. Кроме того, в механической КПП оно не подаётся к узлам и деталям под давлением, а разбрызгивается по агрегату вращающимися шестернями. Застывшее масло, понятно, делает это хуже.
- В очень жаркую погоду придерживайтесь тактики минимального количества переключений. Помимо того, что масло становится уже слишком жидким, что вредно в первую очередь для шестерён, при каждом переключении неизбежно хоть небольшое, но проскальзывание сцепления. От этого диски греются сами и греют всё вокруг себя — в том числе и коробку передач.
- Следите за уровнем и состоянием трансмиссионного масла. Проводите проверку минимум раз в год, а также заодно оценивайте, нет ли подтеков масла на корпусе. Не забывайте про своевременную замену жидкости хотя бы раз в 60–75 тыс. км.
- Поддерживайте сцепление в исправном состоянии. Диски и привод сцепления должны быть исправны и правильно отрегулированы — чтобы сцепление полностью размыкалось и плавно замыкалось, без рывков и вибраций, которые неизбежно передаются на коробку.
- Отмечайте любые изменения в работе коробки передач. Появление шума или вибраций в каких-нибудь режимах работы — повод для обращения к специалисту. А затруднение или невозможность включения какой-либо передачи, как и самопроизвольное её выключение, уже верный признак неисправности.