Образ положительно прекрасного человека, князя Льва Николаевича Мышкина, живет в отечественной и мировой культуре уже почти 150 лет. Он вызывает целый спектр чувств: от жалости и недоумения до раздражения и непонимания. Единственное, чего сказать о нем нельзя: что он оставляет кого-то равнодушным.
Федор Михайлович Достоевский – признанный знаток души человеческой. Его наблюдения за внутренней жизнью персонажей и сегодня поражают глубиной и точностью. Жизнь меняется, история преподносит все новые сюрпризы, а душа человека – все тоже поле боя Добра и Зла.
Главный герой, князь Мышкин, поначалу кажется семейству Епанчиных «играющим роль, интересничающим» и даже расчетливым. И только погрузившись в мир книги, начинаешь понимать, что главный герой – Человек. Удивительно добрый, чуткий, открытый. Он незаметно, ненавязчиво влияет на людей, его окружающих.
Удивительно, но многие персонажи приходят к князю Христу (именно так называет его сам Достоевский) на исповедь. Любопытными кажутся рассуждения автора о разных сторонах жизни той России, которую он показывает читателю. России переходного времени, в которой только недавно отменили крепостное право, и в которой все большую роль начинают играть деньги. О деньгах рассуждают много и часто. Они – и средство покупки человека (торг за Настасью Филипповну) и возможность сделаться «Ротшильдом» (для Гани Иволгина, и просто способ наслаждаться жизнью (свита Рогожина, Келлер и пр.)
Некоторые образы романа вызывают больше негативных чувств (Лебедев, Ипполит), и как удивителен при этом князь Мышкин, который никого не судит, и всех принимает. Поневоле можно проводить аналогии с Евангелием. Тем более и сам автор, при подготовительной работе над романом, много времени проводил за изучением евангельских текстов. Также он опирался на книгу «Жизнь Иисуса» (1863) французского писателя, философа и историка Э. Ренана.
Как отмечают критики, «в бытовых и психологических контрастах романа резко и выпукло отражены те процессы социальной и моральной деградации, роста богатства одних и обнищания других, разрушения «благообразия» дворянской семьи, которые вновь и вновь притягивали к себе внимание Достоевского после реформы.
Читатель попадает вместе с героем и в богатый особняк генерала Епанчина, и в дом купца Рогожина, и на вечеринку у «содержанки» Настасьи Филипповны, и в скромный деревянный домик чиновника Лебедева. Рогожин и Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая, Ипполит и группа «современных нигилистов» воплощают разные ипостаси России, русского человека в его порывах и исканиях, добре и зле. На этом общем фоне читателя трогает «нелепость» и «непрактичность» Мышкина, его «безумное» пренебрежение собственными интересами, непосредственность и искренность, незащищенность и доверчивость при неспособности лгать и остром, проницательном и глубоком уме…
Подписывайтесь на канал, чтобы видеть новые публикации.
#рецензия #о писателях