Бытует мнение, что блага современности вроде текстового интернет-общения искажают любую мысль, которую пытался донести собеседник. Все, что мы видим - набор букв и знаков, который мы в своей голове произносим собственным голосом. Действительно, ведь в этом случае мы лишены интонационной окраски голоса, жестов, экспрессии… только желтые круглолицые «смайлики» старательно изображают эмоции, которые хотел передать собеседник.
Несмотря на обширный (и постоянно расширяющийся) набор смайлов, эмодзи, стикеров, многие относятся к ним весьма пренебрежительно, говоря, мол, не способствуют они адекватному выражению эмоций, замораживают, люди приучаются выражать эмоции стикерами вместо слов! А психологам потом мучайся…
У каждого из нас была такая гамма эмоций, что казалось, слов для ее описания просто не найти, а вот одним-двумя стикерами отобразить - вполне решение.
Это же правда решение… до тех пор, пока не начать разбирать подобные истории с психологом.
Дисклеймер: обобщенное описание клиентского случая ниже публикуется с согласия клиентки.
В работе с одной из клиенток мы очень плотно стали изучать тему эмоционального интеллекта. Однажды она заметила, что ей перестало хватать ее «обычных» слов для выражения чувств, да и этих чувств замечается гораздо больше - захотелось их описать словесно.
Встал вопрос: как?
Конечно же, мы вели дневники, где старались замечать проявления того или иного чувства на разных уровнях. Но и этого оказалось недостаточно, хоть и продвинуло в пути осознавания эмоций.
На одной из сессий моя клиентка отметила, что в чате с друзьями использует очень много стикеров - больших ярких картинок. Кажется, не очень вдумываясь, что в этот момент чувствует, но отлично это выражая образами. В качестве домашнего задания мы придумали эксперимент: хотя бы несколько дней на неделе не использовать стикеры в чате, но сознательно остановиться, когда хочется это сделать, подумать над словесным описанием того, что чувствует, и назвать эти чувства словами.
На следующей сессии клиентка была воодушевлена: задание было несколько необычным, но попало в цель и дало плоды: словесное описание сложных чувств стало даваться значительно проще. Только вот не всех: некоторые стикеры так и оставались картинками. А это ведь самое интересное…
Логика похожа: если использует именно эти стикеры, значит, именно они здесь нужны, в этом описании состояния - но все еще не нашли названий. Они что-то отражают. Что?
— Может ли помочь описание того, что на стикере, в понимании состояния, эмоции, которую вы туда вкладывали? - спрашиваю я. Клиентка кивает. - Что делают, как себя чувствуют персонажи этого стикера?
Она придумывает им маленькую историю, описывает состояние персонажей, а затем вспоминает ситуацию, в которой использовался этот стикер. Где-то помогаю включить проективность: с кем из персонажей на стикере можно было бы сравнить себя в тот самый момент? Клиентка примеряет - подходит ли по ощущениям, которые были в тот самый момент, похоже ли на то состояние?
И - бинго! Выходим на конкретные слова!
Вот мы и смогли описать словами то, что было сложно описать. Стикер выступил не «коварным похитителем истинных эмоций», а помощником и проводником в мир этих эмоций.
Вы не приверженец пестрых картинок и желтых «колобков»-эмодзи? Никто не осуждает! Вы, напротив, любите эмодзи и стикеры? Любите и используйте! Однако, если есть минутка, остановитесь, загляните в себя и задумайтесь: а какое состояние я хочу выразить, когда сопровождаю сообщение конкретным смайликом?
Вы здесь, потому что столкнулись с похожими трудностями? Понравились идеи? Приглашаю на консультацию - будем создавать идеи совместно!
+7 (968) 082-28-96 (Telegram, WhatsApp)
Автор: Мария Валерьевна Коновалова
Психолог, Клинический психолог ОРКТ-практик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru