Найти в Дзене

Дуршлаг вместо сюжета: Final Fantasy X

Этот текст рассчитан на тех, кто уже играл в FFX или вообще не собирается запускать этот плод японского воображения, а просто хочет оценить степень сумасшествия и количество несостыковок в этой игре. н Основная фишка любой JRPG, на мой взгляд, это атмосфера и сюжет. Японцы не особо используют надоевшие фэнтези-шаблоны и не клепают клонов Властелина Колец, работая, обычно в рамках свежепридуманного оригинального мира. Игровой процесс в JRPG чаще всего заключается в беготне по коридорам с прерыванием на пошаговые бои, так что самая отличительная особенность этих игр друг от друга заключается именно в сюжете. И я нигде не видел такой шизофрении, как в FFX. Игра начинается в футуристическом городе Занаркан, где нам под управление попадает Тидиус — звезда местного спорта Блитсбол. Блитсбол это такая гремучая смесь регби и водного поло, нарушающая все законы физики. Нам демонстрируют в первую очередь две вещи: цивилизация очень технически развита, а Тидиус ненавидит своего исчезнувшего 10 ле

Этот текст рассчитан на тех, кто уже играл в FFX или вообще не собирается запускать этот плод японского воображения, а просто хочет оценить степень сумасшествия и количество несостыковок в этой игре. н

Основная фишка любой JRPG, на мой взгляд, это атмосфера и сюжет. Японцы не особо используют надоевшие фэнтези-шаблоны и не клепают клонов Властелина Колец, работая, обычно в рамках свежепридуманного оригинального мира. Игровой процесс в JRPG чаще всего заключается в беготне по коридорам с прерыванием на пошаговые бои, так что самая отличительная особенность этих игр друг от друга заключается именно в сюжете. И я нигде не видел такой шизофрении, как в FFX.

-2

Игра начинается в футуристическом городе Занаркан, где нам под управление попадает Тидиус — звезда местного спорта Блитсбол. Блитсбол это такая гремучая смесь регби и водного поло, нарушающая все законы физики. Нам демонстрируют в первую очередь две вещи: цивилизация очень технически развита, а Тидиус ненавидит своего исчезнувшего 10 лет назад отца по имени Джект, который тоже был звездой Блитсбола.

-3

Абсолютно внезапно во время матча над городом появляется огромных размеров тварь, разрушает стадион, плюется монстрами и без разбора крушит всё и вся. Нас пытается «выручить» стиляга по имени Аурон, с которым у Тидиуса непойми какие отношения, но все идет не по плану и тварь (её называют Син) засасывает Тидиуса в какую-то воронку, а потом выбрасывает в заброшенные морские руины.

-4

Выбравшись из них Тидиус оказывается на солнечном побережье, где какие-то мужики под предводительством парня по имени Вакка играют в Блитсбол. Тут и выясняется, что команды, за которую играл Тидиус давно не существует, а сам Занаркан был разрушен сотню лет назад. Цивилизация за это время сильно деградировала, люди переселились в деревни и уже не используют технологий, потому что местная религия агитирует, мол именно из-за технологий появился тот монстр Син — вот уже сотню лет он периодически появляется из воды и беспричинно всё разрушает, откидывая цивилизацию всё дальше и дальше к племенному строю.

-5

И первое что меня возмутило: Син передвигается преимущественно по воде. И именно около нее строят все деревни. Деревня, которую разнесут в щепки при нас, вообще стоит прямо в море. Зачем там что-то строить, если вы живете в мире, где огромный огромный водный монстр всё ломает?

В первой деревне мы встречаемся с девушкой по имени Юна, которая является призывателем. Роль призывателей в этом мире чертовски важна. Во-первых, когда кто-то умирает, его душа не самостоятельно отправляется на тот свет — ее специальным танцем должен отослать призыватель, иначе душа превратится в блуждающего призрака. Во-вторых, только призыватели могут одолеть Сина. Для этого им нужно совершить паломничество по всем храмам этого мира, научится призывать в каждом из них могущественное существо (их называют Аеонами), а в самом конце — финального Аеона, который сможет на время отправить Сина в небытие. Приблизительно, лет на десять.

И тут всплывает другой косяк. Все 10 лет покоя призыватели ничего не делают, и как только Син снова объявляется, чтобы разнести всё вокруг, они начинают свое поломничество (как Юна). У них было 10 лет, чтобы научится призывать финального Аеона, но они сидели ровно и ждали, пока подгорит.

-6

Тидиус не понимает что происходит, но ему быстро находят оправдание — «токсин Сина» — это отравляющее вещество, которое превращает людей, приблизившихся к Сину, в дурачков. Только вот незадача: за всю игру никто больше никогда ни при каких обстоятельствах не сталкивается с этим токсином. Он попросту перестает существовать.

Между Юной и Тидиусом проскакивает электричество, и честно скажу, их любовная линия — это одна из лучших любовных линий в играх. Что-то круче я видел только в Grandia II. Пожалуй, именно их отношения заставляли меня играть дальше.

-7

У призывателей есть стражи, которые помогают им в половничестве, и одним из стражей становится Тидиус. Такие персонажи как горячая ведьма Лулу, спортсмен Вакка, Аи Бед по имени Рику и полузверь Кимари — просто мебель. У них есть какие-то реплики и предыстории, но эти четверо не развиваются абсолютно. Из 50 часов, которые занимает игра, каждому из них уделен от силы час. Вакку и Кимари даже озвучивал один актер — эти двое за всю игру ни разу не разговаривали друг с другом и заметить это очень сложно.

-8

Драму пытались выстроить вокруг Вакки. Он ненавидит племя Аи Бед, потому что те используют технологии, а из-за технологий погиб младший брат Вакки. А Юна — наполовину Аи Бед (по линии матери), и для Вакки становится драмой, когда он это узнает. Но чёрт, нам 10 раз говорится, что отец Юны — бывший призыватель — публично отстранен от церкви именно из-за союза с Аи Бед, а Юна и Вакка дружат с детства. Младшего брата Вакки убили за 2 года до начала игры, и именно тогда он стал ненавидеть Аи Бед. Как он мог не знать, что мать Юны — Аи Бед — абсолютно неведомо. До смерти его брата скрывать происхождение Юны было бессмысленно.

-9

Позже стражником становится Аурон, который присутствовал при нашем скачке на сотню лет вперед, но единственное, что он говорит Тидиусу, путает еще сильнее: с его слов, Син, который размером с город, это Джект — отец Тидиуса. Удивительно, но Тидиус вообще особо не пытается выбить с Аурона ответ на вопрос «да какого чёрта происходит» и молча проглатывает несусветную чушь.

Всё, что я пересказал, это «завязка», и сейчас, зная развязку, я начну докапываться до того, какая же это дичь.

-10

Во-первых, все персонажи что-то скрывают друг от друга. Абсолютно без всякой причины, просто для создания драматичных моментов. Например, все знают, что отец Тидиуса Джект и Аурон были стражниками отца Юны, который успешно изгнал Сина 10 лет назад. И Тидиус, зная, что Джект — это Син, ни разу не спрашивает, куда делся отец Юны. А знаете куда? Он умер. Призыв финального Аеона всегда, 100 случаев из 100, убивает призывателя. Он убьет и Юну. И Тидиуса держат в неведении, что Юну ведут на смерть, потому что «боятся ему сказать». Только вот о таком обычае знают вообще все в этом мире, и как только Тидиус это тоже случайно выясняет, абсолютно левые персонажи начинают с ним об этом говорить. Ладно, что наши идиоты договорились друг с другом водить за нос Тидиуса, но почему в эту договоренность вступил весь остальной мир - не ясно.

Понимая, что Юна умрет, Тидиус принимает абсолютно идиотское решение: «ну мы доведем ее до финального Аеона, а там что-нибудь придумаем, чтобы она не умерла». За сотню чёртовых лет ни один призыватель с кучей стражников ни разу ничего не придумали, а он, конечно, придумает. И фишка в том, что он правда придумает, но такую ерунду, что слов нет. О ней я расскажу позже.

-11

Второй огромный косяк — вся страна поклоняется учениям Ю Йевона, которое запрещает использование технологий. Но в одном из финальных храмов выясняется, что сами апостолы Ю Йевона и вся элита церкви сами не следуют своим же учениям и предпоследний храм полностью собран из компьютеров и механизмов.

Вроде, хороший поворот, удививший всех персонажей. Только Аурон уже был в этом храме. С отцом Юны. А позже выясняется, что и ведьма Лулу была стражницей призывателя, дошедшего до этого храма, а значит она тоже знала, что все эти учения — полная ерунда, а традиции не имеют смысла.

Но почему-то для всей команды это становится неожиданным поворотом. И более того, зная что учения Ю Йевона — лицемерный обман, они не меняют решения продолжить паломничество. Этот поворот ни на что не влияет.

-12

И самое безумное, что эта дичь повторяется аж дважды: дойдя до места, где мы должны научиться призывать финального Аеона, мы встречаемся с Юналеской — первым призывателем, победившем Сина. Она все еще тусуется в том полуразрушенном храме, будучи «не отосланной» — над ее душой не танцевал призыватель. Здесь нас ждет пара поворотов, которые открывают столько дырок в лоре, что через него можно слить макароны.

Во-первых, финальным Аеоном может стать только стражник призывателя. Это должен быть муж, брат или кто-то близкий. И вместо того, чтобы убить Сина, мутировавший в Аеона дружбан призывателя становится следующим Сином, и уходит в подполье на пару лет, чтобы набраться сил. Аурон, чёрт возьми, знал об этом — Джект стал Сином потому, что отец Юны выбрал его на роль последнего Аеона.

-13

Что это означает? А то, что Аурон с самого начала знал о бессмысленности всех этих походов призывателей, но всю игру настаивает на том, чтобы Юна добралась до последнего храма. Во-вторых, как Аурон выбрался с того замеса с трансформацией Джекта и его превращению в Сина 10 лет назад? На это есть ответ: никак. Аурон умер.

Всю игру Аурон — «не отосланный», и Юне стоит лишь станцевать, как он исчезнет. Но за всю игру она танцевала перед ним аж трижды, а Аурон и глазом не моргнул. Он функционировал как обычный человек, даже старея. В чем тогда проблема смерти в этой игре? Почему бы все не могли находится в статусе Аурона, блуждая зомбаками по миру? Судя по Аурону смерть в игре вообще не вредит здоровью. На этот вопрос, как ни странно, тоже есть ответ. И он пробивает ещё несколько дыр в сюжете.

Аурон незадолго до смерти
Аурон незадолго до смерти

Призраки в этой игре умеют «спать и видеть сны». И сны их материализуются. Тот футуристичный Занаркан, где вырос Тидиус - это «сон» тех самых призраков, которые скучали по прошлому. Тидус не переносился во времени, он жил в мире, выдуманном мертвецами, потому что… он сам ими выдуман, и это полный бред.

Из того, что Тидиус — сон собаки - почему-то следует, что если уничтожить Сина, то призраки им убитых обретут покой, а значит исчезнет и сам Тидиус. Как ни странно, эта информация дошла только до него, но он предпочел оставить её в тайне. И это при условии, что Тидиус все еще бесился, оттого что ему не рассказали о грядущей смерти Юны.

Но если люди помнили времена Тидиуса, значит они умерли как минимум сто лет назад, а за эти сто лет Сина изгнали ровно десять раз... Но почему-то исчезнут они лишь сейчас, в тот раз, когда именно мы идём к Сину.

-15

В итоге вся команда, один из членов которой и так знал правду, отказывается становится частью идиотской традиции по круговороту смерти призывателей, и за коим-то чёртов еще раз убивает Юналеску. Юна танцует, чтобы отослать ее, а Тидиус и Аеон снова почему-то остаются ходить по земле.

В кульминации Син все еще громит планету, команда идиотов отказалась от финального Аеона, отвернулась от церкви и ищет план, как им остановить Сина. И их план это просто вынос мозга: во-первых, они вспомнили, что Джекту нравилась какая-то там песня. И… решили спеть ее всей планетой, чтобы он ее услышал и почему-то стал слабее.

Во-вторых, Аи Бед нарыли летающий корабль, на котором по какой-то причине не могли сразу доставить Юну к последнему храму, вынудив персонажей идти пешком. Это, наверное, единственная отсылка к Властелину Колец, где герои выбрали самый идиотский способ передвижения вместо полёта на орлах. Было решено дать бой Сину на этом корабле.

-16

А теперь вдумаемся: сотню лет Син терроризировал планету, пока призыватели приносили себя в бесполезную жертву, лишь способствуя его перерождению. Но тут команда из наглухо отбитых персонажей решается дать бой ему прямо в лоб на полусломанном корабле. Что может пойти не так?

А ничего! Им это, чёрт возьми, удается. В игре мы видели, как Сина расстреливала огромная армия, а ему было до лампочки, но тут внезапно у него появляются уязвимые места, мы зачем-то отсреливаем ему руки-плавники, запрыгиваем ему в рот и встречаем Джекта, отца Тидиуса. Все же помнят, что Тидиус его ненавидит? Вокруг этого была построена целая драма. А знаете, почему Тидиус его ненавидит? Потому что из-за Джекта мать Тидиуса уделяла ему мало внимания. Вот это драма, неправда ли? И после этого он еще решил заняться блитсболом, звездой которого был его отец, чтобы еще сильнее уйти в его тень.

-17

Джект, мило с нами побеседовав, начинает превращаться в финального Аеона. Еще раз — действие происходит внутри Сина. Джект почему-то там гулял в человеческой форме все 10 лет, а как только мы пришли — он решил превратится в огромную, неубиваемую тварь. А команда персонажей, разумеется, просто ждала, пока этот "злодей" мутирует, вместо того, чтобы вынести ему мозги, пока он находился в человеческой форме.

В итоге мы убиваем Джекта. Затем почему-то убиваем всех своих Аеонов. Затем Юна начинает танцевать, чтобы отправить на тот свет души всех, кого поглотил Син, и о боги наконец-то, на пятом сука танце, Тидиус и Аурон начинают как-то реагировать на магию.

-18

В защиту этой невнятной ерунды, которую собой представляет сюжет, я могу сказать, что твист с «нечеловечностью» Аурона и Тидиуса был придуман для того, чтобы персонажи драматично превратились в пыль после убийства финального босса. И тут, кстати, можно поспорить, стоило ли оно того: сцена с исчезающем Тидуосм и поражённой таким поворотом Юны, которая влюблена в него — это одна из самых эмоционально сильных сцен, которые я видел в видеоиграх. Она была изумительно срежиссирована, в ней были отличные реплики и просто восхитительная музыка.

Вся дичь, творившаяся в игре, развернулась там просто ради этого момента. Юна, останавливавшая танец, когда Тидиус начал растворятся, бросилась его обнять — и с разбегу пролетела сквозь своего возлюбленного, рухнув на землю и прошептав «я люблю тебя» в окружении пыли, в которую он превратился. Это было очень сильно, не буду спорить.

-19

Но чему же учит сюжет FFX? А тому, что если вы вводите в свой мир какой-то элемент - думайте о том, как он отразится на всей истории.

Хотите добавить летающий корабль ради эпичного боя в воздухе? Подумайте, почему при наличии такой штуковины, персонажи не могут просто долететь на нем до своей цели. Зачем им идти пешком?

Хотите поворот с тем, что один из персонажей — мертвец? Подумайте о том, чем он должен отличаться от живых. Иначе получается, что смерть в мире FFX — это не проблема, ибо Аурон не чувствовал себя как-то по-особенному.

Хотите драму отец/сын? Подумайте о том, почему она вообще появилась. Аргументы Тидиуса против Джекта ни разу не убедительные, и злодеем в первую очередь выставляют Тидиуса. Джект же был отличным парнем, но вся игра вынуждает нас сопереживать именно Тидиусу.

-20

Я и так написал простыню малопонятного текста, но я не могу обделить внимания Сеймура — самого вялого, тупого и невнятного злодея из мною виденных.

-21

Амбиции Сеймура крайне просты и примитивны - стать Сином и наконец-то уничтожить этот мир до конца. Для этого достаточно было бы вписаться в стражники Юны, вызваться на роль финального Аеона и превратиться в Сина. Но этот идиот выбирает другой путь.

Он знает, что финальным Аеоном может стать только кто-то близкий призывателю, и делает Юне предложение. При том он понимает, что мужем быть не обязательно — Джект и отец Юны так-то не были парочкой. Они были просто друзьями. Но Юна соглашается. При этом она знает, что Сеймур тот еще ублюдок и когда-то убил своего отца. Ее это ни разу не смущает, потому что она уверена, что сможет «его исправить». Не имея никаких аргументов, у нас все равно получается ее переубедить и грохнуть Сеймура. Но не отослать. Отослать его нам помешали два его стражника, убить которых у компании в семь рыл вроде не составляло труда.

-22

Сеймур, будучи таким же зомбаком, как и Аурон, ведет Юну под венец уже насильно. Мы срываем свадьбу и убиваем его еще раз. Но не отсылаем. Затем мы натыкаемся на Сеймура в каких-то глухих горах, где он уже без всякой причины снова пытается нас грохнуть, но снова терпит поражение. Но мы его не отсылаем. Чтобы встретить потом уже внутри Сина, потому что… я уже не знаю, почему. Я не понимаю, что он там делал, чего хотел и какого дьявола мы его отсылаем только на четвертый раз. Юна наконец-то танцует, Аурон и Тидиус этот танец снова игнорируют.

Как итог: сюжет FFX не продуман от слова совсем. Ее сценарий больше напоминает черновик, чем действительно законченную историю. У сценаристов была в уме финальная сцена, и они пытались весь сюжет подвести именно к ней, конкретно забив на всё остальное. Сцена получилась сильной, а история больше эмоциональной, чем логичной. Я знаю, что у этой сказки есть продолжение, и чисто из любопытства я когда-нибудь в него поиграю. Мне нужно только прийти в себя после того, как мне в голову навалили такую внушительную кучу.

-23