Этот текст рассчитан на тех, кто уже играл в FFX или вообще не собирается запускать этот плод японского воображения, а просто хочет оценить степень сумасшествия и количество несостыковок в этой игре. н
Основная фишка любой JRPG, на мой взгляд, это атмосфера и сюжет. Японцы не особо используют надоевшие фэнтези-шаблоны и не клепают клонов Властелина Колец, работая, обычно в рамках свежепридуманного оригинального мира. Игровой процесс в JRPG чаще всего заключается в беготне по коридорам с прерыванием на пошаговые бои, так что самая отличительная особенность этих игр друг от друга заключается именно в сюжете. И я нигде не видел такой шизофрении, как в FFX.
Игра начинается в футуристическом городе Занаркан, где нам под управление попадает Тидиус — звезда местного спорта Блитсбол. Блитсбол это такая гремучая смесь регби и водного поло, нарушающая все законы физики. Нам демонстрируют в первую очередь две вещи: цивилизация очень технически развита, а Тидиус ненавидит своего исчезнувшего 10 лет назад отца по имени Джект, который тоже был звездой Блитсбола.
Абсолютно внезапно во время матча над городом появляется огромных размеров тварь, разрушает стадион, плюется монстрами и без разбора крушит всё и вся. Нас пытается «выручить» стиляга по имени Аурон, с которым у Тидиуса непойми какие отношения, но все идет не по плану и тварь (её называют Син) засасывает Тидиуса в какую-то воронку, а потом выбрасывает в заброшенные морские руины.
Выбравшись из них Тидиус оказывается на солнечном побережье, где какие-то мужики под предводительством парня по имени Вакка играют в Блитсбол. Тут и выясняется, что команды, за которую играл Тидиус давно не существует, а сам Занаркан был разрушен сотню лет назад. Цивилизация за это время сильно деградировала, люди переселились в деревни и уже не используют технологий, потому что местная религия агитирует, мол именно из-за технологий появился тот монстр Син — вот уже сотню лет он периодически появляется из воды и беспричинно всё разрушает, откидывая цивилизацию всё дальше и дальше к племенному строю.
И первое что меня возмутило: Син передвигается преимущественно по воде. И именно около нее строят все деревни. Деревня, которую разнесут в щепки при нас, вообще стоит прямо в море. Зачем там что-то строить, если вы живете в мире, где огромный огромный водный монстр всё ломает?
В первой деревне мы встречаемся с девушкой по имени Юна, которая является призывателем. Роль призывателей в этом мире чертовски важна. Во-первых, когда кто-то умирает, его душа не самостоятельно отправляется на тот свет — ее специальным танцем должен отослать призыватель, иначе душа превратится в блуждающего призрака. Во-вторых, только призыватели могут одолеть Сина. Для этого им нужно совершить паломничество по всем храмам этого мира, научится призывать в каждом из них могущественное существо (их называют Аеонами), а в самом конце — финального Аеона, который сможет на время отправить Сина в небытие. Приблизительно, лет на десять.
И тут всплывает другой косяк. Все 10 лет покоя призыватели ничего не делают, и как только Син снова объявляется, чтобы разнести всё вокруг, они начинают свое поломничество (как Юна). У них было 10 лет, чтобы научится призывать финального Аеона, но они сидели ровно и ждали, пока подгорит.
Тидиус не понимает что происходит, но ему быстро находят оправдание — «токсин Сина» — это отравляющее вещество, которое превращает людей, приблизившихся к Сину, в дурачков. Только вот незадача: за всю игру никто больше никогда ни при каких обстоятельствах не сталкивается с этим токсином. Он попросту перестает существовать.
Между Юной и Тидиусом проскакивает электричество, и честно скажу, их любовная линия — это одна из лучших любовных линий в играх. Что-то круче я видел только в Grandia II. Пожалуй, именно их отношения заставляли меня играть дальше.
У призывателей есть стражи, которые помогают им в половничестве, и одним из стражей становится Тидиус. Такие персонажи как горячая ведьма Лулу, спортсмен Вакка, Аи Бед по имени Рику и полузверь Кимари — просто мебель. У них есть какие-то реплики и предыстории, но эти четверо не развиваются абсолютно. Из 50 часов, которые занимает игра, каждому из них уделен от силы час. Вакку и Кимари даже озвучивал один актер — эти двое за всю игру ни разу не разговаривали друг с другом и заметить это очень сложно.
Драму пытались выстроить вокруг Вакки. Он ненавидит племя Аи Бед, потому что те используют технологии, а из-за технологий погиб младший брат Вакки. А Юна — наполовину Аи Бед (по линии матери), и для Вакки становится драмой, когда он это узнает. Но чёрт, нам 10 раз говорится, что отец Юны — бывший призыватель — публично отстранен от церкви именно из-за союза с Аи Бед, а Юна и Вакка дружат с детства. Младшего брата Вакки убили за 2 года до начала игры, и именно тогда он стал ненавидеть Аи Бед. Как он мог не знать, что мать Юны — Аи Бед — абсолютно неведомо. До смерти его брата скрывать происхождение Юны было бессмысленно.
Позже стражником становится Аурон, который присутствовал при нашем скачке на сотню лет вперед, но единственное, что он говорит Тидиусу, путает еще сильнее: с его слов, Син, который размером с город, это Джект — отец Тидиуса. Удивительно, но Тидиус вообще особо не пытается выбить с Аурона ответ на вопрос «да какого чёрта происходит» и молча проглатывает несусветную чушь.
Всё, что я пересказал, это «завязка», и сейчас, зная развязку, я начну докапываться до того, какая же это дичь.
Во-первых, все персонажи что-то скрывают друг от друга. Абсолютно без всякой причины, просто для создания драматичных моментов. Например, все знают, что отец Тидиуса Джект и Аурон были стражниками отца Юны, который успешно изгнал Сина 10 лет назад. И Тидиус, зная, что Джект — это Син, ни разу не спрашивает, куда делся отец Юны. А знаете куда? Он умер. Призыв финального Аеона всегда, 100 случаев из 100, убивает призывателя. Он убьет и Юну. И Тидиуса держат в неведении, что Юну ведут на смерть, потому что «боятся ему сказать». Только вот о таком обычае знают вообще все в этом мире, и как только Тидиус это тоже случайно выясняет, абсолютно левые персонажи начинают с ним об этом говорить. Ладно, что наши идиоты договорились друг с другом водить за нос Тидиуса, но почему в эту договоренность вступил весь остальной мир - не ясно.
Понимая, что Юна умрет, Тидиус принимает абсолютно идиотское решение: «ну мы доведем ее до финального Аеона, а там что-нибудь придумаем, чтобы она не умерла». За сотню чёртовых лет ни один призыватель с кучей стражников ни разу ничего не придумали, а он, конечно, придумает. И фишка в том, что он правда придумает, но такую ерунду, что слов нет. О ней я расскажу позже.
Второй огромный косяк — вся страна поклоняется учениям Ю Йевона, которое запрещает использование технологий. Но в одном из финальных храмов выясняется, что сами апостолы Ю Йевона и вся элита церкви сами не следуют своим же учениям и предпоследний храм полностью собран из компьютеров и механизмов.
Вроде, хороший поворот, удививший всех персонажей. Только Аурон уже был в этом храме. С отцом Юны. А позже выясняется, что и ведьма Лулу была стражницей призывателя, дошедшего до этого храма, а значит она тоже знала, что все эти учения — полная ерунда, а традиции не имеют смысла.
Но почему-то для всей команды это становится неожиданным поворотом. И более того, зная что учения Ю Йевона — лицемерный обман, они не меняют решения продолжить паломничество. Этот поворот ни на что не влияет.
И самое безумное, что эта дичь повторяется аж дважды: дойдя до места, где мы должны научиться призывать финального Аеона, мы встречаемся с Юналеской — первым призывателем, победившем Сина. Она все еще тусуется в том полуразрушенном храме, будучи «не отосланной» — над ее душой не танцевал призыватель. Здесь нас ждет пара поворотов, которые открывают столько дырок в лоре, что через него можно слить макароны.
Во-первых, финальным Аеоном может стать только стражник призывателя. Это должен быть муж, брат или кто-то близкий. И вместо того, чтобы убить Сина, мутировавший в Аеона дружбан призывателя становится следующим Сином, и уходит в подполье на пару лет, чтобы набраться сил. Аурон, чёрт возьми, знал об этом — Джект стал Сином потому, что отец Юны выбрал его на роль последнего Аеона.
Что это означает? А то, что Аурон с самого начала знал о бессмысленности всех этих походов призывателей, но всю игру настаивает на том, чтобы Юна добралась до последнего храма. Во-вторых, как Аурон выбрался с того замеса с трансформацией Джекта и его превращению в Сина 10 лет назад? На это есть ответ: никак. Аурон умер.
Всю игру Аурон — «не отосланный», и Юне стоит лишь станцевать, как он исчезнет. Но за всю игру она танцевала перед ним аж трижды, а Аурон и глазом не моргнул. Он функционировал как обычный человек, даже старея. В чем тогда проблема смерти в этой игре? Почему бы все не могли находится в статусе Аурона, блуждая зомбаками по миру? Судя по Аурону смерть в игре вообще не вредит здоровью. На этот вопрос, как ни странно, тоже есть ответ. И он пробивает ещё несколько дыр в сюжете.
Призраки в этой игре умеют «спать и видеть сны». И сны их материализуются. Тот футуристичный Занаркан, где вырос Тидиус - это «сон» тех самых призраков, которые скучали по прошлому. Тидус не переносился во времени, он жил в мире, выдуманном мертвецами, потому что… он сам ими выдуман, и это полный бред.
Из того, что Тидиус — сон собаки - почему-то следует, что если уничтожить Сина, то призраки им убитых обретут покой, а значит исчезнет и сам Тидиус. Как ни странно, эта информация дошла только до него, но он предпочел оставить её в тайне. И это при условии, что Тидиус все еще бесился, оттого что ему не рассказали о грядущей смерти Юны.
Но если люди помнили времена Тидиуса, значит они умерли как минимум сто лет назад, а за эти сто лет Сина изгнали ровно десять раз... Но почему-то исчезнут они лишь сейчас, в тот раз, когда именно мы идём к Сину.
В итоге вся команда, один из членов которой и так знал правду, отказывается становится частью идиотской традиции по круговороту смерти призывателей, и за коим-то чёртов еще раз убивает Юналеску. Юна танцует, чтобы отослать ее, а Тидиус и Аеон снова почему-то остаются ходить по земле.
В кульминации Син все еще громит планету, команда идиотов отказалась от финального Аеона, отвернулась от церкви и ищет план, как им остановить Сина. И их план это просто вынос мозга: во-первых, они вспомнили, что Джекту нравилась какая-то там песня. И… решили спеть ее всей планетой, чтобы он ее услышал и почему-то стал слабее.
Во-вторых, Аи Бед нарыли летающий корабль, на котором по какой-то причине не могли сразу доставить Юну к последнему храму, вынудив персонажей идти пешком. Это, наверное, единственная отсылка к Властелину Колец, где герои выбрали самый идиотский способ передвижения вместо полёта на орлах. Было решено дать бой Сину на этом корабле.
А теперь вдумаемся: сотню лет Син терроризировал планету, пока призыватели приносили себя в бесполезную жертву, лишь способствуя его перерождению. Но тут команда из наглухо отбитых персонажей решается дать бой ему прямо в лоб на полусломанном корабле. Что может пойти не так?
А ничего! Им это, чёрт возьми, удается. В игре мы видели, как Сина расстреливала огромная армия, а ему было до лампочки, но тут внезапно у него появляются уязвимые места, мы зачем-то отсреливаем ему руки-плавники, запрыгиваем ему в рот и встречаем Джекта, отца Тидиуса. Все же помнят, что Тидиус его ненавидит? Вокруг этого была построена целая драма. А знаете, почему Тидиус его ненавидит? Потому что из-за Джекта мать Тидиуса уделяла ему мало внимания. Вот это драма, неправда ли? И после этого он еще решил заняться блитсболом, звездой которого был его отец, чтобы еще сильнее уйти в его тень.
Джект, мило с нами побеседовав, начинает превращаться в финального Аеона. Еще раз — действие происходит внутри Сина. Джект почему-то там гулял в человеческой форме все 10 лет, а как только мы пришли — он решил превратится в огромную, неубиваемую тварь. А команда персонажей, разумеется, просто ждала, пока этот "злодей" мутирует, вместо того, чтобы вынести ему мозги, пока он находился в человеческой форме.
В итоге мы убиваем Джекта. Затем почему-то убиваем всех своих Аеонов. Затем Юна начинает танцевать, чтобы отправить на тот свет души всех, кого поглотил Син, и о боги наконец-то, на пятом сука танце, Тидиус и Аурон начинают как-то реагировать на магию.
В защиту этой невнятной ерунды, которую собой представляет сюжет, я могу сказать, что твист с «нечеловечностью» Аурона и Тидиуса был придуман для того, чтобы персонажи драматично превратились в пыль после убийства финального босса. И тут, кстати, можно поспорить, стоило ли оно того: сцена с исчезающем Тидуосм и поражённой таким поворотом Юны, которая влюблена в него — это одна из самых эмоционально сильных сцен, которые я видел в видеоиграх. Она была изумительно срежиссирована, в ней были отличные реплики и просто восхитительная музыка.
Вся дичь, творившаяся в игре, развернулась там просто ради этого момента. Юна, останавливавшая танец, когда Тидиус начал растворятся, бросилась его обнять — и с разбегу пролетела сквозь своего возлюбленного, рухнув на землю и прошептав «я люблю тебя» в окружении пыли, в которую он превратился. Это было очень сильно, не буду спорить.
Но чему же учит сюжет FFX? А тому, что если вы вводите в свой мир какой-то элемент - думайте о том, как он отразится на всей истории.
Хотите добавить летающий корабль ради эпичного боя в воздухе? Подумайте, почему при наличии такой штуковины, персонажи не могут просто долететь на нем до своей цели. Зачем им идти пешком?
Хотите поворот с тем, что один из персонажей — мертвец? Подумайте о том, чем он должен отличаться от живых. Иначе получается, что смерть в мире FFX — это не проблема, ибо Аурон не чувствовал себя как-то по-особенному.
Хотите драму отец/сын? Подумайте о том, почему она вообще появилась. Аргументы Тидиуса против Джекта ни разу не убедительные, и злодеем в первую очередь выставляют Тидиуса. Джект же был отличным парнем, но вся игра вынуждает нас сопереживать именно Тидиусу.
Я и так написал простыню малопонятного текста, но я не могу обделить внимания Сеймура — самого вялого, тупого и невнятного злодея из мною виденных.
Амбиции Сеймура крайне просты и примитивны - стать Сином и наконец-то уничтожить этот мир до конца. Для этого достаточно было бы вписаться в стражники Юны, вызваться на роль финального Аеона и превратиться в Сина. Но этот идиот выбирает другой путь.
Он знает, что финальным Аеоном может стать только кто-то близкий призывателю, и делает Юне предложение. При том он понимает, что мужем быть не обязательно — Джект и отец Юны так-то не были парочкой. Они были просто друзьями. Но Юна соглашается. При этом она знает, что Сеймур тот еще ублюдок и когда-то убил своего отца. Ее это ни разу не смущает, потому что она уверена, что сможет «его исправить». Не имея никаких аргументов, у нас все равно получается ее переубедить и грохнуть Сеймура. Но не отослать. Отослать его нам помешали два его стражника, убить которых у компании в семь рыл вроде не составляло труда.
Сеймур, будучи таким же зомбаком, как и Аурон, ведет Юну под венец уже насильно. Мы срываем свадьбу и убиваем его еще раз. Но не отсылаем. Затем мы натыкаемся на Сеймура в каких-то глухих горах, где он уже без всякой причины снова пытается нас грохнуть, но снова терпит поражение. Но мы его не отсылаем. Чтобы встретить потом уже внутри Сина, потому что… я уже не знаю, почему. Я не понимаю, что он там делал, чего хотел и какого дьявола мы его отсылаем только на четвертый раз. Юна наконец-то танцует, Аурон и Тидиус этот танец снова игнорируют.
Как итог: сюжет FFX не продуман от слова совсем. Ее сценарий больше напоминает черновик, чем действительно законченную историю. У сценаристов была в уме финальная сцена, и они пытались весь сюжет подвести именно к ней, конкретно забив на всё остальное. Сцена получилась сильной, а история больше эмоциональной, чем логичной. Я знаю, что у этой сказки есть продолжение, и чисто из любопытства я когда-нибудь в него поиграю. Мне нужно только прийти в себя после того, как мне в голову навалили такую внушительную кучу.